На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
США: родители детей с особенностями  
|| КЛАССная работа *
==== *
Barbara Ballinger Buchholz. "Parents must push for special-needs kids"
Chicago Tribune Jul 13 2003, section Education Today
Родители ребенка-инвалида или вообще ребенка с какими-либо медицинскими проблемами должны стать его адвокатами в школе. Юдифь Лавин и ее муж Михаэль испытали это на своем опыте, когда 18 лет назад их дочь родилась с заячьей губой и дефектом неба. Она перенесла 15 операций, и пропустила очень много учебного времени в школе.

Юдифь, которая окончила Северо-Западный университет по специальностям антропология и образование, два года назад выпустила книжку, которая называется «Особым детям нужны особые родители». По всей стране таких детей в возрасте от 6 лет до 21 года насчитывается 5,7 миллиона, и их число постоянно растет.

В этом интервью Юдифь рассказывает, как родители особых детей могут работать со школами.


В: Пожалуйста, дайте определение ребенка с особыми потребностями.

О: Это любой ребенок, у которого есть физически, эмоциональные или умственные проблемы, или проблемы с обучением.

В: Насколько серьезными должны быть проблемы?

О:Дело не только в серьезности самих проблем. Во многих случаях какое-нибудь заболевание, как мононуклеоз, или смерть одного из родителей приводят к тому, что ребенок долго не посещает школу. Если ребенок пропустил более 10 учебных дней, то, по закону штата Иллинойс, ему обязаны предоставить дополнительное обучение на дому.

В: Что говорит закон об обучении детей с особыми запросами?

О: Юридическое определение особых потребностей содержится в Акте о получении образования инвалидами, принятом на федеральном уровне в 1975 году. Этот закон говорит, что каждый штат должен предоставлять бесплатное государственное образование, в соответствии с потребностями и возможностями, всем детям школьного возраста с инвалидностями, описанными в законе тринадцатью категориями. В них входят аутизм, глухота, слепота, эмоциональная неуравновешанность, пониженный уровень слуха, задержка умственного развития, проблемы с обучаемостью, множественная инвалидность (несколько проблем одновременно), ортопедические проблемы, любые другие проблемы со здоровьем, проблемы с речью или языком, травмы головного мозга и слабовидение.

В зависимости от конкретной проблемы, ребенок и его родители имеют право на разработку для них Индивидуализированного Плана Обучения (IEP). Они могут встретиться с администрацией школы и разработать конкретный план в зависимости от потребностей ребенка.

В.: Как найти человека, который сумел бы грамотно оценить потребности конкретного ребенка?

О: Часто родители просто передают устно друг другу информацию о таких экспертах. Если школа согласна с тем, что ребенок должен быть протестирован на предмет определения его особых потребностей, то школа и предоставляет соответствующего эксперта.

В: Есть ли такие дети, которым не требуется специализированное обучение, но которым все равно по каким-то причинам требуется дополнительная помощь в школе?

О: Да, другой федеральный закон говорит о том, что те дети, у которых есть отдельные проблемы, которые мешают им участвовать в каком-либо определенном типе деятельности в школе, но не требуют индивидуалищированное образовательного плана, также должны получать необходимую помощь. Такие специфические проблемы могут относиться к дыханию, зрению, обучению, ходьбе, речи, выполнению каких-то определенных действий и т.п.

Например, ребенок, у которого есть аллергия на арахис, и которому по незнанию его дали, может испытать астматический приступ. Если родителям требуется специальная программа для обеспечения безопасности их ребенка в школе, для него тоже может быть разработан IEP.

Например, для аллергии на арахис существует план 504, который предназначен для повышения осведомленности персонала школы об аллергических реакциях ученика.

В: Какие еще проблемы могут возникать у этих детей в школе, и что должны делать школы?

О: Часто у детей есть какие проблемы, связанные с их физическим состоянием, обусловленным болезнью. Например, некоторым детям нужен специальный автобус, чтобы добираться до школы. Некоторые дети не могут находиться весь день в школе, потому что у них просто не хватает для этого сил, или этому мешают какие-либо медицинские аспекты. В этих случаях школа должна обеспечить помощь медсестры. Может возникнуть проблема из-за животных, содержащихся в классе. Например, у ребенка может не быть аллергии на мех животных, но может быть аллергия на плесень из террариума с черепахами. Слабослышащим детям может быть нужен переводчик на язык жестов.

В: Можете ли Вы привести какой-нибудь пример того, чему Вы научились, работая со школами, так чтобы этот пример был бы полезен и другим?

О: Мы узнали, что некоторые школы обнаруживают большое понимание проблем, и могут проявлять гибкость, тогда как другие абсолютно не готовы к сотрудничеству. Один-единственный учитель может сделать и ребенка, и всю его семью абсолютно несчастными. Был один учебный год, во время которого моя дочь перенесла очень серьезную операцию, и один из учителей совершенно не был готов к сотрудничеству, и не давал нам домашние работы, которые бы дочь могла делать с репетитором, приходящим на дом.

Учитель физкультуры прислал нам записку, что он собирается поставить дочери неудовлетворительную оценку, поскольку она ни разу не появлялась на занятиях. Естественно, не появлялась! В другой раз учитель говорил: Ваша дочь не присутствовала в классе во время обсуждения этой темы, поэтому я не могу поставить ей такую же оценку, какую бы поставил, если бы она участвовала в дискуссии. Я сказала: тогда дайте ей какое-нибудь другое задание. Тебе постоянно приходится защищать своего ребенка, но необходимо приходить на все встречи с позитивным настроем.

В: Отмечаете ли Вы какой-либо прогресс в этой области?

О: Дела могли бы обстоять гораздо лучше, и вот по каким причинам. Во-первых, школы не получают достаточного финансирования. Недостаточно денег на специальные пособия, на внедрение новых технологий, на обучение, подготовку и переподготовку учителей.

Кроме того, в нашем штате вообще недостаточно учителей-дефектологов. Я замечаю, что у людей, работающих в этой системе, все больше опускаются руки. Очень многие учителя-дефектологи не выдерживают напряжения.

Многие хорошие учителя уже устали бороться за своих учеников. Обучение одного ученика в Чикагской государственной школе стоит 6 тыс. долларов в год, по штату эта цифра варьируется от 4,5 до 12 тысяч. Но для ребенка с проблемами стоимость обучения возрастает в два- два с половиной раза.

Кроме финансовых проблем, большое значение имеет отношение директора и учителей школы, их готовность к проявлению гибкости и сотрудничества.

В: Что надо делать родителям, которые не удовлетворены тем, как складывается их сотрудничество со школой?

О: Начинать надо с самого нижнего уровня – с учителя и, может быть, адвоката вашего ребенка – социального работника или врача, которого может подобрать соответствующая ассоциация родителей.

Вы не хотите, чтобы школа стала Вашим врагом. Если Вы не удовлетворены тем, как продвигаются дела, следующей ступенькой будет встреча с директором школы, учителем и адвокатом ребенка.

Опять не удалось добиться благоприятного результата? Подключите суперинтенданта. Если и это не поможет, возможно, пора подключать юриста.

В: В каком случае родителям следует думать о частной школе, и надо ли это вообще делать?

О: Надо, если потребности ребенка не удовлетворяются в государственной школе, и если родители могут себе позволить частную школу.

В: Что родители могут поделать с теми детьми, которые дразнят их ребенка в школе?

О: Поскольку большинство детей склонны следовать за основной массой, необходимо обучать и детей, и их родителей сопереживанию и сочувствию.

Кроме того, надо стремиться к тому, чтобы проблемные дети были больше интегрированы в социальную жизнь. Ни детям, ни их родителям, не следует молчаливо предполагать, что если Джонни не может ходить, то не следует приглашать его на праздник на катке. Пригласите его, и пусть его родители решат, как он сможет участвовать.

В: Если бы Министерство образования США спросило бы Вас, какие у Вас есть предложения, что бы Вы сказали?

О: Министерство должно увеличить ассигнования, чтобы учителя могли наилучшим образом обучать проблемных детей, надо пересмотреть систему аттестации учителей, чтобы повысить их мотивацию, уменьшить наполняемость классов, и добиться, чтобы и учителя, и директора больше прислушивались к родителям, а не отмахивались от них.

Перевод Евгении Лазаревой специально для "Inter-Педагогики"
Как видно из статьи, в зарубежных школах много тех же проблем, что и в российских. Однако там родители занимают более активную позицию в отстаивании прав своих детей, чем родители нашей страны. Может быть, поэтому социализация инвалидов за рубежом происходит более эффективно?...
(И.Х,)
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru