 |
 |
 |
В этом году мне посчастливилось побывать на «Общественной экспертизе педагогических достижений» 2001 года.
Программа «Общественной экспертизы» разработана Общественным институтом развития школы (ОИРШ) и реализуется в Санкт-Петербурге уже второй год.
Участие в экспертизе имело для меня крайне важное значение, ведь я и родитель, и педагог. Об ОИРШе и «Общественной экспертизе» мне было известно мало, но перед началом мероприятия я купила «Вестник ОИРШ», в котором изложены основные положения программы «Общественной экспертизы педагогических достижений».
Кроме того, перед началом экспертизы и в перерыве можно было купить педагогическую литературу, издаваемую ОИРШем.
Мне очень понравилась идея «Общественной экспертизы», цель которой найти, проанализировать, оценить и поддержать положительный педагогический опыт преподавателей Петербурга. Как хорошо, что в нашем городе есть люди, которым небезразлична судьба школы, которые помогают учителям – энтузиастам, поддерживают их начинания. Проблемы и недостатки нашей системы образования известны всем. И ОИРШ – одна из тех организаций, которая ищет практические пути их преодоления.
Крайне важен демократический характер экспертизы, закрепленный в Кодексе участников. Его положения было бы неплохо принять за основу каждой петербургской школы. Самое главное – в течение всей работы экспертной комиссии Кодекс соблюдался неукоснительно. Все участники - педагоги, директора школ, методисты, ученые, родители имели возможность не только познакомиться с педагогическими достижениями, но и высказать свое мнение, поучаствовать в дискуссии на «равных».
С особым уважением и интересом эксперты прислушивались к мнению родителей. Участники экспертизы достойно выслушали и критику, и похвалу. Именно такой ход работы и позволил объективно оценить значимость педагогических достижений.
Все участники экспертизы разделились на четыре группы. Каждая из групп обсуждала педагогический опыт в одной из областей образования и воспитания.
В нашей группе обсуждались достижения в области дополнительного образования.
Педагоги – учителя, завучи и директора, представившие на экспертизу свои достижения, истинные энтузиасты, у них «горят глаза», они передают свою энергию, свой интерес детям. Именно на таких людях и держится вся наша система образования.
Мне бы хотелось поподробнее рассказать о тех достижениях, которые были представлены на экспертизу.
Директор школы №603 Ковалева Н.И. и ее коллеги сделали свою школу центром дополнительного образования микрорайона. В школе работают 33 кружка разных направлений: творческие, научные, спортивные. Поистине это школа равных возможностей. Разнообразие дает возможность выбора, помогает детям раскрыть способности в разных областях. Школа открыта с утра до позднего вечера для детей от 4 до 16 лет. Здесь всегда можно найти занятие по душе, поэтому детям и подросткам микрорайона не нужны подвалы, компании, алкоголь и наркотики.
Сколько общественных проблем мы могли бы решить, если бы наши школы имели бы такую систему дополнительного образования! И в субботу дети идут в школу с удовольствием – весь день отведен кружкам, секциям и студиям. Ученики могут прийти в школу вместе с родителями. Для них тоже открыты двери кружков, секции и студий. А ведь ничто так на сближает родителей и детей как совместное интересное дело!
Естественно, что 603 школа Фрунзенского района даже в условиях демографического спада не знает трудностей с набором в первый класс.
Выступление учителя музыки 92 гимназии Зелинской Л.С., руководителя ансамбля «Россияночка» я слушала как заинтересованный родитель. Моя дочка очень хочет танцевать, но как оплатить ее обучение в хорошей хореографической студии на учительскую зарплату? А Зелинская Л.С. сумела создать совершенно бесплатный фольклорно-музыкальный ансамбль. В нем занимаются дети разных групп здоровья и разных способностей от 4 до 16 лет. Для поступления в коллектив важно только одно – желание найти себе дело по душе: одни танцуют, другие поют песни народов мира, третьи декламируют, другие оформляют сцену, костюмы, занимаются компьютерным обеспечением.
Столь разноплановая деятельность участников коллектива помогла некоторым участникам найти в ансамбле свою профессию: они стали дизайнерами, хореографами. Профессиональный уровень подготовки подтверждают видеозаписи концертов и грамоты за призовые места в общегородских конкурсах.
Понравилось мне и выступление зав. отделом «Школы творчества» Беловой Н.В. и Оськина Ю.В., создателей театральной студии при Доме Творчества Юных Фрунзенского района. Им удалось ввести театр в учебный процесс. Набирая театральные классы на базе одной из школ, они преподают театральное искусство как предмет в начальной школе. Это способствует развитию речи, сенсорики, помогает детям преодолеть комплексы. Дети, играя в спектаклях, познают театр изнутри, участвуют в творчестве.
В средней школе театр помогает освоению образовательной программы. Литературные салоны и постановки на исторические темы невозможны без театра. Несомненно, театр в школе очень полезен для творческого развития детей.
Особо мне хотелось бы отметить выступление директора 297 школы Пушкинского района Федорова А.К. Школа, расположенная на территории совхоза «Детскосельский», стала центром общественной жизни поселка. В условиях глубочайшего кризиса российской экономики, падения уровня жизни и культуры на селе опыт 297 школы представляется наиболее ценным.
Школе, обучающей всего 650 человек, удалось создать:
- систему непрерывного образования с детским садом;
- систему дополнительного образования. В школе 21 кружок, в которых занимается 70,5 % детей;
- систему дополнительного образования для педагогов (семинары, курсы пользователей ПК);
- ассоциацию выпускников школы. Выпускники помогают организовывать внутришкольные и общепоселковые праздники. В школе есть традиция: каждый выпускник вместе с первоклассником сажает дерево.
Так сохраняется связь поколений, хорошеет поселок, живет память о людях.
Кроме того, школа активно сотрудничает с общественностью микрорайона, организовывает родительские патрули, ведет антиалкогольную пропаганду, организует общепоселковые праздник. Все это стало возможным благодаря энтузиазму директора школы, который переживает за своих выпускников, воспринимает их жизненные ошибки и неудачи как свою педагогическую недоработку.
Несомненно, что решение экспертной группы признать педагогический опыт 297 школы достижением, представляющим интерес для развития региональной и федеральной системы образования, абсолютно справедливо.
Интересную работу проделал коллектив 621 школы Колпинского района, поселок Металлострой. Педагоги развивают свою внеурочную деятельность в трех направлениях: музыкальном, исследовательско-краеведческом и эколого- биологическом. В школе есть свой хор, театр, музей и зооботанический сад. И все это создано совместным трудом учителей и учеников.
Наличие таких разноплановых направлений дает возможность детям выбрать и реализовать себя в совершенно разных сферах.. Как историка меня заинтересовали музей истории Ижорской земли и процесс его создания, сотрудничество с археологами и учеными, участие детей в раскопках, выпуск краеведческих сборников с научными статьями учеников. Ученики в процессе этой работы прикоснулись к прошлому, ощутили свою причастность к нему, ощутили гордость за свою «малую родину».
Не менее интересна и работа энтузиастов – биологов, руководивших созданием великолепного Зимнего сада, озеленением пришкольного участка. Если в школе есть сад – это прекрасно! Ведь это воспитывает любовь к природе, дает практические навыки ухода за растениями. Ученики, чей труд создал красивейший ботанический сад, вряд ли будут небрежно относиться к природе.
«Общественная экспертиза педагогических достижений» очень нужна! Но, к сожалению, о ней известно еще не во всех школах. Было бы очень хорошо опубликовать материалы экспертизы массовым тиражом, чтобы все школы города смогли узнать об опыте коллег, применить его, дополнить его своими достижениями. А затем поучаствовать в последующих экспертизах.
Полянская Виктория Владимировна,
учитель, г.Санкт-Петербург
|
|
 |
 |
|
 |
|
 |
 |
|
 |