 |
 |
 |
Разговор сегодня будет о взаимодействии школы и родителей и о работе волонтеров, которая является частью этого взаимодействия.
Мне сразу хочется удариться в философию и сказать, что взаимоотношения родителей и школы неотделимы от отношения людей к своему community в целом.
Вот уже который раз это пишу, и не могу подобрать русского эквивалента, более точного, чем "среда обитания".
В существенной степени такая тесная взаимосвязь обусловлена тем, что государственную школу, как правило, не выбирают. Я знаю, что в некоторых штатах возможна определенная гибкость в этом вопросе, но в Иллинойсе действует строжайший территориальный принцип - можно учиться только в той государственной школе, к которой ты приписан. Исключения бывают ТОЛЬКО по инициативе школы и только по организационным соображениям. Например, классы для одаренных детей открыты, естественно, не во всех школах, т.к. стольких детей нет:-). Объединенные 3-4 классы для одаренных у нас открыты в S.Paddock, Winston Campus и еще где-то, а 5-6 - в нашей Gray Sanborn и Marion Jordan. Так что мои мелкие на 3-4 класс были переведены в Paddock (о
чем они очень жалели и ждали возвращения обратно).
Или, например, специальные занятия для детей с аутизмом проводятся в Jane Addams, и наш знакомый мальчик-аутист, хотя и живет на территории Sanborn, ходит в Jane Addams. (Это все при том, что территориально ближайшая к нам вообще Линкольн:-)). Так что вариантов немного: либо родители готовы посылать ребенка в государственную школу, она им нравится, устраивает и т.п., либы они "голосуете колесами" и переезжают в более устраивающий их район (и так поступают очень многие), либо отдают чадо в частную школу.
Волонтерство в школе - дело АБСОЛЮТНО добровольное. Я постоянно пребывала в закомплексованном состоянии от того, что практически никогда не могла ничем таким помочь. И меня учителя успокаивали:-)). Волонтерство еще и почетно в общественном сознании - опять и опять, важно community. Реально в тех классах, где учились мои дети, бывало так: всегда находилось несколько неработающих мам. Всегда находилось несколько мам, работающих неполный день, и/или по скользящему графику, и/или из дома, или близко, так что могли уйти посреди рабочего дня на часок.
Когда и как организуются родители. В середине августа начинает косяком идти почта из школы. В частности, вместе со всем остальным приходят формы для вступления в PTA, можно просто сдать свои 5$ за год, и больше ничего не делать, если возможностей нет. Если есть, то можно отметить в списке предполагаемых работ, что вы можете/хотели бы делать. Потом перед самым началом учебного года в школе проводится "день встречи со своим учителем", мы просто приходим в школу, оставляем рюкзак школьных принадлежностей и спортивную обувь, общаемся с учителем, и получаем домой еще одну кучу бумажек. Кроме того, что нас знакомят с программой на новый учебный год, нам предлагают ответить на некоторые вопросы:
Чему, как мы ожидаем, дети должны научиться за этот год
Что мы ожидаем от нашего учителя
Наша роль как родителей в том, чтобы...
(И сразу напишу, что в прошлом учебной году три наиболее часто встречающихся ответа были:
Строить партнерские взаимоотношения с учителями в процессе обучения
Помогать с проектами и в организационных вопросах
Осуществлять волонтерскую работу в классе, когда (и насколько) мы это можем)
Тогда же можно заполнить листочек "Чем ты можешь помочь родному классу". Еще одна возможность - через пару недель после начала учебного года происходит Parent Orientation, это единственное за весь год "собрание", т.е., приходят все родители вместе, а не по-отдельности. Более подробно рассказывается про программу и конкретные крупные проекты, и, опять же, происходит "сбор бумажек". После этого, изучив бумажки, учительница обзванивает тех, кто готов волонтерствовать, и договаривается, кто, когда и на сколько может приходить. Самое актуальное, естественно, с К по 2 классы (К- это Kindergarten, подготовительный), но и сейчас, в 6 классе, есть потребность.
Родительских собраний в нашем понимании почти не бывает. Только когда надо"выдать" какую-то общую информацию. В начале учебного года по программе, вот сейчас было собрание перед поездкой в Тимбер-Ли, бывает собрание перед началом репетиций оркестров. Но обсуждать детей при посторонних абсолютно противоречит учительской этике. Ведь даже отметки в классе публично не называются, дети получают проверенные работы, потом в классе ВМЕСТЕ могут разбирать ОБЩИЕ ошибки. Отметки за четверть или триместр присылают домой с учеником в запечатанном конверте (я должна на конверте расписаться, и ребенок относит пустой конверт с росписью отбратно в школу). В старшей школе отметки вообще высылают родителям по почте. А чтобы обсудить успехи и проблемы ребенка с учителем, имеются Parents-Teachers Conferences, в ноябре на это отводится два дня, дети в эти дни не учаться, и учителю надо встретиться мо ВСЕМИ родителями (один день начало в 7 утра, и до 4-х часов, а второй день начало, кажется, в 10 утра и до 8-ми вечера или позже).
В течение года, если надо встретиться, то либо учитель звонит родителю, либо наоборот, и договариваются о встрече либо до школы, либо после.
Почему американские родители активно помогают школе? Я думаю, что этот вопрос шире, чем просто школьный (с чем, собственно, и связан мой пессимизм:-(). И, главное, мне почему-то не казалось, что отечественные родители так уж все "спихивают" на школу. Может, тоже от среды зависит. Я смотрю на тех моих питерских подруг, у кого дети близкого возраста, так там одна мама гимназический конспект ребенку переписывает, пропущенное за дни болезни (не представляю, чтобы тут это кто-то делал), другая возит детей из школы на экскурсии (у нас только просят родителей "пасти" детей на экскурсиях, но не организовывать), и все как-то постоянно в школу ходят, общаются с учителями явно больше, чем я:-).
Но, возвращаясь к вопросу, "почему американские родители..", я могу осторожно ответить: мне кажется, потому, что воспитание детей для них - это тоже работа, может даже главная, а работать тут все привыкли по-честному, не халтуря. Все до безобразия просто. От этого тоже какая-то горечь, я как-то через несколько месяцев после начала работы в US поняла, что я знаю, почему в России экономику все никак не поднять - просто потому, что ОНИ работают КАК ЛОШАДИ. ВСЕ. ПОГОЛОВНО, а мы - совсем не все, а если выразиться более решительно, то - по сравнению с американцами мы не работаем вообще...
... Я никогда, даже в советское время, не вязала на работе шарфиков, старалась продвигать новые технологии, много делала по своей инициативе.
Один-два раза в неделю еще и ездила в Ун-т после работы, для повышения квалификации. Тем не менее, когда началось кооперативное движение, и я попала в кооператив "Программирование" на создание переносимого С-компилятора, я поняла, что ДО ТОГО Я НЕ РАБОТАЛА.
Когда после этого, точнее, после еще нескольких работ, и после 91 года я впервые стала работать на американскую компанию в России, я поняла, что нет, ДО СИХ ПОР Я НЕ РАБОТАЛА. Потом, когда работала на трех работах и без отрыва от производства защищала кандидатскую - то же самое. НО, когда я начала работать в Америке, тогда я поняла, что нет, ВСЕ, что было до того - это была не работа....:-)
или :-( ?
То есть, волонтерство не только в школе, и любое волонтерство почетно,значимо и т.п. Вот мы говорили про "переход количества в качество", когда все больше и больше людей изменяют свою точку зрения, так что что-то некогда революционное становится общим местом. Я на себе почувствовала, как общественное мнение и вообще стиль, принятый в обществе, заставляет меняться. Я никогда не считала себя некультурным или невежливым человеком, но первые несколько месяцев здесь я просто физически ощущала, как меня
"среда воспитывала", как я все время задним числом ужасалась своим промахам, и училась просто вежливо общаться всегда и со всеми. Вот, как мне кажется, примерно то же самое происходит с участием родителей в школьных делах. Когда даже новый человек поселяется в такое community, как наше, и все родители involved,...поневоле себя будешь чувствовать неуютно, если ты - НЕ.
Вот, кстати, я почти опоздала на обсуждение темы "общение между родителями в классе", так сейчас хочу рассказать, как это у нас делается. В тот же конец августа, в той же куче бумажек, есть форма для включения информации о семье в School directory. Это дело добровольное, если хотите "включаться", то надо написать имена и классы всех детей из вашей семьи, кто учится в этой школе, имена родителей, адрес и телефон. Эти данные потом печатаются отдельной книжечкой, раздаются всем членам PTA, независимо от того, давали они туда свою информацию или нет.
--------------------------
Вчера у меня в гостях была моя хорошая приятельница МэриЭнн Белтер, она работает в High school (не в нашей) special education teacher, т.е. она ведет класс, в котором учатся дети с аномалиями поведения, в общем с такими, которых никак нельзя учить в общем классе. (А еще она потрясающе поет, и очень часто занята в спектаклях разных коммунальных театров, этим же и заразила моих детей). Я ее спросила, как она считает, почему родители так вовлечены в школьные дела. Она согласилась, что очень вовлечены, иногда можно было даже поменьше:-), и тут же добавила, что так было не всегда, когда она училась в школе, было гораздо меньше. Я стала ее спрашивать, как она считает, когда и почему произошем переход от той школы, которая описана у Марка Твена, к тому, что сейчас.
Толкового ответа я не получила. Она считает, что это произошло в 60-70 годы, считает, что толчком был Вьетнам и весь последовавший общественный кризис, осознание очень существенной частью общества важности гражданских прав, осознание ценности отдельной личности, собственной сопричастности, того, что каждый человек может многое изменить... В общем, не выдают нам рецепта :-(...
=============================
(Из переписки Е.Лазаревой (США) с И.Хоменко, 2002 год.
Публикуется с разрешения авторов)
|
|
 |
 |
|
 |
|
 |
 |
|
 |