|
|
|
|
|
Учеба в вузе: Дорога знаний длиною в жизнь
В Германии четыре миллиона безработных. Это отражается и на немецких университетах. Поэтому многие подростки после окончания школы, получая аттестат зрелости, сначала пользуются гарантированным государством правом на учебное место в вузе. Не потому, что они заинтересованы в получении высшего образования, а потому, что они не могут найти работу. По незнанию они нередко выбирают такой учебный курс, что зачастую лишь спустя несколько семестров понимают, что он не отвечает ни их способностям, ни их представлениям. Тем не менее, многие учатся дальше, чтобы не оказаться в роли неудачников на улице. Они либо затягивают учебу, либо, получив диплом, но не найдя сразу работу, начинают изучать новую специальность.
337 вузов Германии давно потеряли представление о том, сколько у них числится таких «неудачников», а сколько серьезных студентов.
Официально зарегистрировано 1,8 миллиона студентов. Кто из них действительно появляется в аудиториях? Руководители университетов пожимают плечами. Журналы учета посещаемости семинаров считаются чем-то предосудительным, особенно у гуманитариев и социологов Они отказываются от контроля за успеваемостью, так как опрос школьных знаний кажется им контрпродуктивным в подготовке самостоятельных и независимых студентов.
На кафедрах технических и естественных наук доценты тоже часто лишь через четыре семестра замечают, выполняли ли их подопечные домашние задания.
Именно тогда, как правило, проводятся первые экзамены, которые сопоставимы со степенью бакалавра в Америке, но в Германии не засчитываются как дипломы.
(…)
Почему учеба в Германии длится так долго?
Во-первых, дело в школьной системе, которая во всех федеральных землях делится на три части. Основные и реальные школы выпускают своих питомцев уже через десять лет, но без права обучения в вузе. Это право дает только гимназия, где ученики через 13 лет получают аттестат зрелости. Почти каждый третий немецкий подросток стремится к этой цели. Выпускники заканчивают гимназию, как правило в 19 лет.
Для многих юношей за обучением в школе следует армия или альтернативная гражданская служба. Во времена „холодной войны“ они проводили до 15 месяцев в Бундесвере или 20 месяцев в социальных учреждениях, если они отказывались от службы в боевых частях.
Сейчас этот срок сократился наполовину. Но так как занятия в вузах начинаются в октябре или апреле, а служба не обязательно заканчивается в эти сроки, то многие молодые люди, которым, как правило, исполняется уже 20 лет, теряют еще пару месяцев в переходный период между двумя этапами жизни. Разве что они получили еще и профессиональное образование.
Этот путь образования в Германии очень распространен: подростки работают 2-3 года на фирмах и один раз в неделю посещают ПТУ. Даже начинающие студенты иногда сами проходят практику на производстве, сигнализируя будущим работодателям: „У меня есть опыт практической работы!“
Девушки начинают учиться немного раньше при условии, что они не проходили практику на производстве. Правда, семь процентов теряют этот выигрыш во времени из-за беременности во время учебы. К тому же женщины чаще мужчин поступают в ориентированные на теорию университеты, обучение в которых длится немного дольше, чем в ориентированных на практическую деятельность специальных высших учебных заведениях.
Несмотря на это, женщины обычно получают диплом в 27 лет, в то время как мужчинам до 28 лет этого сделать не удается.
Остается только выяснить, почему в Германии учеба в вузах продолжается в среднем шесть с половиной лет, хотя учебные планы по многим специальностям предусматривают не более четырех с половиной лет для получения степени магистра или диплома.
Впервые эта состоящая из четырех человек группа встретилась в начале летнего семестра на семинаре „Люди и мотивации“, чтобы проработать тему „Фрейд и его учение о влечениях“. Проработать - означает выступить с часовым докладом перед сокурсниками на эту тему, затем провести получасовую дискуссию по теме и, наконец, все результаты изложить на 40 страницах.
Последнее задание студенты охотно откладывают на свободное от лекций время, когда они могут уделить реферату больше времени. Проблема в том, что после семинара прошло уже три месяца, поэтому Нейла, Франциска, Гудрун и Маркус первый час работы используют для повторения уже сказанного.
„Я думаю, что люди вообще не поняли, как Фрейд от сексуального влечения пришел к инстинкту жизни и смерти“, - подводит итог дискуссии на семинаре Франциска. Остальные одобрительно кивают. Гудрун спрашивает: „Да, а как он на самом деле до этого дошел?“ Молчание.
Группа принимает решение еще раз полистать специальную литературу по этой теме. Затем договариваются посвятить данному вопросу отдельную главу, которую подготовит Маркус. Все же, Нейла сомневается: „Если мы эту тему будем освещать отдельно, то мы можем забыть наш прежний план“. Дискуссия о структуре реферата начинается заново.
Через три часа, наконец, утверждается предварительный план. Нейла получает задание с этим планом пойти к доценту факультета. Если у него не будет никаких возражений, то надо действовать так, как договорились.
Если возражения все же появятся, Нейла должна всех оповестить. В любом случае Гудрун должна будет передать материал Маркусу. В ближайшие четыре недели все должны будут послать Франциске свои предварительные рукописи, так как у нее самый хороший принтер.
Следующее заседание рабочей группы также состоится у Франциски. Ибо студенты, как правило, не могут себе позволить постоянно сидеть в кафе.
Четыре мюнхенских студента на сей раз сумели за короткое время справиться с концептуальной частью работы. Они потратят больше усилий, чем необходимо, ведь от отдельной главы об инстинкте смерти, наверное, можно было бы и отказаться, и это не вызвало бы возражений курирующего их доцента. Тем не менее все довольны.
.Что изучают в Германии? Деление по специальностям в процентах
· Экономика, право, социология - 31,0
· Филология и культурология - 22,8
· Технические науки - 15,0
· Медицина - 5,7
· Искусство и искусствоведение - 4,3
· Агрономия, лесное хозяйство и диетология - 2,1
· Спорт и физическая культура - 1,5
Данные на зимний семестр 1997/98 г. Источник: Федеральное статистическое ведомство
Не всегда в подобных рабочих группах все протекает столь гармонично. Самостоятельная работа нравится не всем студентам. Многим требуется больше времени, чтобы без прямых указаний доцентов написать собственные рефераты или подготовиться к экзаменам. Вот почему немецкие студенты в среднем учатся на два года больше, чем изначально предусмотрено. У Нейлы, Франциски, Гудрун и Маркуса преимущество в том, что они уже часто работали в различных группах. Поэтому они знают, как составить план действий за три часа. Поэтому у них хорошие шансы закончить учебу в „идеальные сроки“, то есть через шесть лет.
Студентам, изучающим философию, как правило, требуется на это семь лет, будущим юристам - пять лет.
(…) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|