На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
О целях американской системы образования  
|| Зарубежное образование *
==== *
"Первое сентября", 91/2001
Наверное, взрослые всего мира независимо от страны, в которой живут, и от своей профессии мечтают воспитать детей образованными людьми. Еще не появился малыш на свет, а родители уже мечтают, каким они его вырастят.

Конечно, хочется воспитать глубокого, самостоятельного человека, чтобы он много знал, умел и хорошо работал. И в то же время хочется, чтобы был он легким в общении и дома, и в компании друзей, и на производстве.
Совместимы ли эти цели?
Реально ли выполнить их за одну человеческую жизнь? Как часто мы остаемся недовольными результатом! Как часто образование, ставящее целью воспитать функционально полезного члена общества, приходит в противоречие с вниманием к его индивидуальности, с терпением к естественному взрослению!

А ведь учителю, замотанному ежедневной суетой школьной жизни, и выбрать-то некогда. Проще задать, проверить и отчитаться. Педагог, сосредоточенный на духовной сущности образования, почти всегда теряет в отработке у детей учебных навыков и принятых
в государстве образовательных стандартов.

И все-таки мы, учителя, пусть порой неосознанно, но делаем свой выбор, и неплохо бы представлять его последствия.

В сегодняшнем мире действуют системы, удовлетворяющие потребностям большинства, и образовательная система не исключение. Ее цели и задачи на общем уровне формулируются так, чтобы соответствовать духу времени, чтобы подходить для всех. Но именно из-за этого система становится безликой и прагматичной, в ней нет места человеческим отношениям, нет места личности.

Личностный подход к образованию, внимание к духовному миру ученика, желание развить его индивидуальность проявляются совсем на другом уровне. И, как правило, этот подход противостоит системе.

Но это вовсе не разные педагогические методы и не разные образовательные традиции. Противостояние это имеет те же корни, что и любое противостояние личности и общества, в котором все общепринятое оказывается злейшим врагом самостоятельности и духовного поиска.

Государственная система образования в Америке стремится примирить интересы разных слоев общества, уравнять все возможности, сориентировать человека на успешную и выгодную для себя и для других жизнь.
И отсюда – соответствующие образовательные задачи.
Вы легко убедитесь, что задачи эти совершенно разного плана – настолько разного, что даже не противоречат друг другу. Просто одни люди обращают внимание на одно, а другие – на другое.

Но педагогика строится именно из этих фокусных точек, в которых содержится ответ на вопрос: "Зачем мы учим?" , который в свою очередь всегда является лишь частным случаем вечного вопроса: "Зачем и ради чего мы живем на свете?"

– Все дети Америки должны начинать учиться в школе, будучи готовыми к обучению.

– Все ученики, оканчивающие начальную, среднюю и старшую школу, должны продемонстрировать знания по следующим предметам школьного курса: английский, математика, естественные науки, иностранные языки, обществознание, экономика, искусство, история и география. При этом каждая школа в Америке должна предоставить возможность своим ученикам использовать их собственное мышление наилучшим образом, чтобы достигнуть ответственного отношения к продолжению собственного образования и дальнейшей эффективной работе в сфере современной национальной экономики.

– Американские школьники должны стать первыми в мире в области математических и научных достижений.

– Каждый взрослый в Америке должен быть грамотным и обладать знаниями и умениями, необходимыми для успешной конкуренции в мировой экономической системе и правильного и ответственного исполнения гражданских обязанностей.

– Каждая школа в США должна быть свободна от наркотиков, алкоголя, насилия и несанкционированного применения огнестрельного оружия, а также создавать атмосферу, благоприятную для обучения.

– Каждая школа должна поощрять сотрудничество, участие родителей в процессе социального, эмоционального и интеллектуального развития детей.

 
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru