На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Копилка педагогических ситуаций (14)  
|| Студенческие работы *
==== *
Люба Е., студентка РГПУ им.А.И.Герцена, 4 курс
1.Описание ситуации:
Ученик во время теста тянет руку.
Учитель: - Чего дергаешься?
Ученик: -Я хочу сказать...
Учитель(перебивая): - Ну!
Ученик: Нужно прочитать?
Учитель: Нужно замолчать!
Ученик замолчал, продолжил выполнять задание.

Оценка ситуации:
Учитель нарушил этические нормы (перебил ученика), нормы нормального общения (выплеснул свое раздражение на ученика), нормы взаимодействия учителя и ученика (оставил ученика в затруднительной неразрешенной ситуации). Источник возникновения ситуации: раздражение учителя.

Прогнозирование результатов ситуации:
Авторитет учителя, уважение к нему существенно понизятся не только в глазах данного ученика, но и в глазах всего класса из-за несправедливости действий данного педагога. Учитель уничтожил возможность диалогического общения с учениками, что является одним из принципов эффективного обучения.

Решение:
Необходимо выслушать вопрос ученика, ответить на него; при необходимости обратить внимание всего класса на трудное задание, дать рекомендации по его решению.
Эти действия позволили бы учителю понять, что вызывает у учеников наибольшие трудности и внести коррективы (в формулировку заданий, задания для повторения...)

2. 0писание ситуации:
После объяснения нового материала учитель обращается к классу: "Все поняли? Кришан, ты понял, уродец?" Кришан молчит.

Оценка ситуации:
Учитель унизил ученика в присутствии всего класса.

Прогнозирование результатов ситуации:
Авторитет учителя и уважение к нему, а также интерес к его предмету понизится у учеников всего класса. Ученики не будут задавать вопросы, даже если не поймут материал, опасаясь оскорблений учителя. В более старших классах оскорбления учителя станут причиной возникновения конфликтных ситуаций.

Решение:
Учителю необходимо полностью исключить из своего лексикона все слова и выражения, способные оскорбить и унизить. Чтобы понять, насколько ученики поняли изученный материал, необходимо задавать конкретные вопросы по материалу, проводить упражнения на закрепление.

3. Описание ситуации:
Ученик, опоздавший на 10 минут на урок, входит в класс и проходит на свое место. Учитель русского языка говорит ему: "Ну хоть бы один день!.. Как всегда! "Ученик не прореагировал, молча сели приготовился к уроку.

Оценка ситуации:
Ученик отвлек класс от выполнения задания, прервал объяснения учителя. Учитель оказался неспособным не только изменить эту ситуацию (добиться, чтобы ученики не опаздывали на занятие), но даже правильно( в соответствии с нормами русского языка) выразить свою мысль.

Прогнозирование результатов ситуации:
Ученики будут опаздывать и на следующие уроки этого учителя.

Решение:
- предложить опоздавшему ученику без подготовки ответить на вопрос по домашнему заданию у доски;
- попросить ученика подойти после урока и объяснить причину опоздания;
- безличностное обсуждение проблемы опоздания;
- извиниться перед ребенком ("Сережа, ты, пожалуйста, извини, что мы начали урок без тебя...").
Практика в школе
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru