|
|
|
|
|
Ситуация
9 класс. Начало урока. Класс еще не угомонился, учитель призывает к спокойствию, шум понемногу стихает. Один ученик продолжает обмениваться репликами с товарищами, вертеться. Учитель делает ему замечание («Иванов, перемена закончилась!»), тот замолкает с ироническим «все, молчу, молчу», но через минуту снова начинает «буянить». Учитель снова делает замечание. Так повторяется несколько раз. В ответ на очередное замечание, Иванов дерзит: «Тамара Васильевна, подождите вы со своим Паскалем, я тут, может, общенациональные проблемы решаю». Учитель вскипает: «Так, или ты немедленно прекратишь ерничать, или пойдешь к завучу!» «Сдаюсь, сдаюсь!» - с усмешкой отвечает Иванов и действительно затихает. Учитель объясняет материал, потом обращается к классу: «Что непонятно, какие у вас есть вопросы?» Иванов поднимает руку. «Да, Иванов.» - «Тамара Васильевна, а можно я ноги на парту положу?» Класс оживляется. «Иванов, прекрати хамить!» - «Да вы не нервничайте, нервные клетки, говорят, не восстанавливаются. Я же просто спросил – нет так нет, сказали бы спокойно.» - «Немедленно перестань, ты что, русского языка не понимаешь!!!» «Я хочу получить прямой ответ на прямой вопрос. У нас, между прочим, свободное государство…» Оживление в классе возрастает. «Иванов!!! - учитель срывается на крик, – немедленно вон из класса!» Иванов закидывает ноги на парту и безмятежно улыбается. Учитель подбегает, хватает его за локоть: «Быстро выходи!» Тот вырывается: «Руками меня трогать не рекомендую!» «Дурак!!!» - «Только ваш, Тамара Васильевна, почтенный возраст удерживает меня от того, чтобы предложить вам, прежде чем бросаться оскорблениями, посмотреть на себя… » Учитель в слезах выбегает из класса.
Оценка
Признаться, я описала реальную ситуацию. Ситуация не самая простая.
Поведение Иванова, очевидно, вызвано стремлением привлечь к себе внимание одноклассников, завоевать их симпатию, самоутвердиться, в конце концов.
Мы видим, что в продолжение всего разговора Иванов сохраняет преувеличенное спокойствие, говорит нарочито длинными, выспренными фразами, и чем больше нервничает несчастная Тамара Васильевна, тем спокойнее становится Иванов, вдохновленный одобрительным оживлением класса и чувствующий себя трибуном, которому внимает восхищенная толпа.
Он откровенно наслаждается ситуацией своего превосходства. Учитель, нервничая и срываясь на крик и оскорбления, оказывается в смешном положении (чего Иванову и требовалось), а финальное «убегание» вообще никуда не годится – Иванов торжествует победу, одноклассники, недолюбливающие физичку, одобрительно треплют «героя» по плечу – он получает в чистом виде скиннеровское «положительное подкрепление».
Прогноз
После столь шумного успеха Иванов, скорее всего, станет «блистать остроумием» при всяком удобном случае.
Что касается Тамары Васильевны, ей сложно будет установить нормальное взаимодействие с классом, поскольку подобное проявление учителем слабости провоцирует не на сочувствие, а, напротив, на дальнейшие изощренные «эксперименты» над преподавателем.
Я допускаю, что ситуация может завершится отказом Тамары Васильевны от класса. Во всяком случае, сорванных уроков, дерзостей, а то и наглых выходок со стороны этого класса Тамаре Васильевне не избежать.
Решение
Прежде всего, учителю следует держать себя в руках и не допускать подобных препираний с учеником: между ними определенно должна существовать дистанция, и сохранять ее – дело учителя.
Вместо того чтобы вести бессмысленный диалог с Ивановым, учителю нужно сохранять спокойствие и чувство собственного достоинства. Делая замечания Иванову, можно пустить в ход иронию, только ирония эта должна быть тонкой и дружелюбной, чтобы не раздразнить ученика.
Самолюбивый Иванов вряд ли захочет выглядеть смешным.
Но будьте осторожны: ни в коем случае нельзя оскорблять его самолюбие – уж за что за что, а за него он готов биться что называется «не на жизнь, а на смерть.»
Можно встретится с Ивановым вне школы, по крайней мере, без свидетелей, и спокойно обсудить ваши с ним отношения. Иванов вовсе не монстр и не исчадие ада, есть у него и сердце и эмоции (судя по речи, человек он неглупый, начитанный), так помогите ему увидеть в вас ч е л о в е к а, а не голую педагогическую функцию, не механическую куклу, которую можно заставить плясать под свою дудку.
Не позволяйте ученику управлять вами – стоит один раз отступиться от этого правила – и исправить ситуацию будет очень непросто.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|