На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Копилка педагогических ситуаций (33)  
|| Студенческие работы *
==== *
Елена К., студентка РГПУ им.А.И.Герцена, 4 курс.
1.
В начале урока (литература) учительница спрашивает домашнее задание. Без взгляда в журнал она уверенным тоном вызывает одного ученика. Тот явно не готов к ответу. Долго путается в именах, событиях и, по-моему, в смысле заданного вопроса. Учительница через минуту сажает его с двойкой и фразой: «Ну, как всегда, все с тобой ясно», затем, окинув взглядом класс, вызывает одну из «взметнувшихся рук». Отличницу, которая быстро и очень четко дает ответ на поставленный вопрос.
После урока учительница подходит к нам (практикантам) и говорит, что это была демонстрация «возможностей класса». Кто-то не готовиться вообще, из принципа, а отличник – всегда отличник.

Учитель действительно захотел продемонстрировать практикантам, что в классе есть и хорошие и плохие ученики, но мне кажется, что та уверенность, с которой был произведен вызов ученика, и с которой была поставлена двойка, была заметна не только практикантам, но и ученикам. То есть, ребенку поставили очередную «безвариантную» двойку. И, как мне кажется, он понял, что был участником демонстрации, так как перед этим практиканты были представлены классу.
Проблема может быть в том, что мальчик получил абсолютно заработанную, но далеко необязательную двойку. И стал он иллюстрацией неуспевающих учеников класса, что может сильно сказаться на его самооценке и отношении к учителю, а соответственно и предмету, который он и так знает не очень хорошо. Он может просто напросто обидеться. Не за двойку. За отношение к себе.
На месте учительницы я бы, возможно, просто не вызывала бы его. Но если вызвать его было задачей учителя еще до урока, то, я бы постаралась не делать этого в самом начале урока и не показывать такого пренебрежения к нему и к его знаниям. С моей точки зрения, важна не столько оценка, сколько чуть более человеческое отношение. Учитель не настолько выше своих учеников, чтобы позволять себе унижать детей.

2.
Занятие по английскому языку. Учительница ведет занятие, стараясь держать детей в «тонусе», чтобы они не засыпали над учебниками. На доске написано «No Russian». Ученики отвечают выученный дома текст. У каждого свой. Одни мальчик, сначала очень мнется и отвечает с запинкой, стесненно, а потом признается, что не учил текст вовсе. Группа притихает, подозревая, что сейчас «грянет буря», но учительница довольно спокойно и в своеобразной манере (с изрядной долей юмора) отчитывает ученика, так, что ученики, даже оскандалившийся мальчик, смеются над самими собой. Потому что учительница провела забавную параллель между Циолковским, про которого был текст, который не выучил ученик, и ним самим. Практиканты с трудом сдерживали смех и пытались сохранить серьезные лица.

Ученик не подготовился в уроку. Учительница могла бы (как 99 процентов всех учителей) отругать его или без лишних комментариев поставить двойку, но она решила проблему небольшой, но довольно едкой, шуткой, которая одновременно и сняла «двоечную» напряженность и дала ученику дополнительный стимул на следующий урок подготовиться хорошо. Ведь часто именно такой юмор, не переходящий границ фамильярности с учениками, помогает в педагогической работе, хотя, наверно, и не предусмотрен педагогической наукой.

Далее урок шел еще более активно, и мальчик не боялся отвечать на вопросы учительницы, несмотря на свой долг. Не произошло той самой обиды ученика на учительницу, английский язык и всех на свете, но он точно знает, на следующий раз выучить все надо очень хорошо.

Если честно, умение пользоваться вот такой «педагогической иронией» (не все время, конечно, а в сложных ситуациях) всегда было предметом моей зависти, хотя я прекрасно понимаю, что это все приходит только с опытом. Еще я понимаю, что не смогла бы выйти из этой ситуации лучшим способом.


3.

Занятие по биологии. Учительница, видя, что на ее урок пришли практиканты, сильно волнуется и вызывает детей, задавая им элементарные вопросы, ставя за даже неправильный ответ пять баллов. В итоге половина класса получила пятерки, почти ничего не делая на уроке.

В принципе, дети понимают, что им улыбнулась удача и что есть шанс дополучить «пять» просто так. Поэтому вверх тянется «лес» рук, все жаждут ответить и получить долгожданную оценку, так как дети не понимают, что есть разница между отличными знаниями и отличной отметкой в журнале.

В итоге вышло, что урок прошел почти впустую, дети ничего не усвоили, так как были слишком заняты просьбами к учительнице спросить их еще что-нибудь. У них снова появилась надежда на «авось повезет», как повезло в этот раз. Или мысль, что учительница вдруг стала очень доброй. Как же они разочаруются, если выяснится, что на следующем уроке уровень опроса станет прежним…

На месте учительницы я бы постаралась провести обычный урок с обычным уровнем опроса, постаралась бы как можно лучше закрепить знания ребят, ведь важно не то, сколько они получили пятерок, а насколько они знают предмет. Дети не должны постоянно надеяться на удачу, на «авось пронесет», так как результаты могут быть плачевными…
Практика в школе
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru