 |
|
 |
 |
 |
Ситуация 1.
Учительница английского языка заходит в 9 класс и видит, что ученицы повесили все плакаты с грамматическими схемами на новые грамматические правила вверх ногами.
Как ни в чем не бывало, она начинает урок и приступает к объяснению материала.
Правила очень сложные, в учебниках их нет, а списывать неудобно. Многие ученицы не успевают переписать схемы себе в тетради. В конце урока учительница дает десятиминутную
проверочную работу на первичное закрепление только что пройденного, при этом сняв схемы.
Дети жалуются, что ничего не поняли, и им нечем пользоваться в качестве подсказки.
Реакция учителя: Мне совершенно все равно, как объяснять вам материал: перевернуты плакаты, или их нет вообще. Сами себе напортили, это не моя вина.Оценки я буду выставлять без учета ваших глупостей. Пишите работу как хотите .
Девочки решили пошутить в расчете на то, что учитель потратит несколько минут урока на перевешивание плакатов, и можно будет еще некоторое время заниматься своими делами.
Реакция педагога оказалась непредсказуемой.
Во-первых, ученицы сами создали напряжение в течение всех сорока
минут занятия, в результате чего ерзали и беспокоились во время объяснения материала, тогда как можно было записать правила со слов учителя и написать самостоятельную работу без использования плаката.
Во-вторых, учительница очень грамотно продемонстрировала, кто на уроке главный, и по чьему сценарию разворачивается действие занятия: она не стала ругаться, кричать, а молча пристыдила учениц, показав им их поступок с
точки зрения умного и спокойного человека.
Я думаю, в дальнейшем таких ситуаций не повторится. Мне кажется, ученицы твердо усвоят полученный урок: начнут с большим уважением принимать труд и компетентность учителя, станут безусловно лучше и уважительнее относиться к педагогу как к человеку.
Я считаю, что поведение учителя в данной ситуации было если и не единственно верным, то, по крайней мере, наиболее правильным, корректным и
интеллигентным. Окажись я на ее месте, я бы поступила по шаблону: начала бы ругать детей, обвинять их в неуважении к себе, заставила бы перевесить плакаты, и в итоге они получили бы то, чего добивались. Эта ситуация послужила мне, наверное, даже лучшим уроком, чем детям.
Ситуация 2.
Ученица 7 класса, сидящая на третьей парте у окна, умудряется что-то есть во время урока истории. Учитель этого не замечает. В тот момент, когда ученица только откусила очередной кусок булочки и не успела его прожевать, учительница вызывает ее. Девочка встает и молчит. Учительница повторяет вопрос. Та же реакция: ученица низко опускает голову и, краснея, продолжает молчать.
Учительница начинает приходить в
бешенство. С репликой на крике @Ты хоть что-нибудь можешь сказать?" сажает девочку, у которой уже на глаза наворачиваются слезы, и ставит в
журнал двойку.
Комментарий: эта ученица по истории всегда имела "отлично", потому что это ее любимый предмет.
На перемене я слышу, как девочка с досадой на себя рассказывает подругам, которые не поняли, в чем было дело, суть произошедшего и с обидой в голосе говорит, что она накануне весь вечер провела с учебником, читая заданную тему.
Источников возникновения ситуации, как мне кажется, несколько:
-возможно, какие-то объективные факторы, не позволившие ученице поесть на перемене;
-недисциплинированность и скрытый вызов ученицы учителю (любимого предмета, что странно) или вообще всей школьной системе;
-случайность несчастное стечение обстоятельств.
Результаты могут быть разные. Возможно, учитель, остынув и успокоившись, спишет необычное поведение ученицы на какую-то неизвестную причину (что будет, в общем, правдой) и не обратит на это особого внимания. В этом случае ученице останется только по-прежнему получать на уроках
истории пятерки и тем самым исправить случайную двойку.
Вероятен также иной вариант, если вера педагога в безусловное прилежание ученицы будет нарушена. Тогда их отношения испортятся, и девочке придется приложить немалые усилия для исправления своей оплошности (конечно, при горячем желании).
В любом случае, ученица больше не повторит подобной ошибки, если, конечно, не изменит кардинально свое поведение и не начнет бросать вызов педагогу постоянно (возможно, применяя для этого уже другие, разнообразные методы), решив, что учитель все же был к ней несправедлив, поставив оценку сразу в журнал (в этой школе очень лояльное отношение к выставлению плохих оценок, поэтому почти ни один учитель не будет ставить двойку сразу в журнал, а сначала предложит ученице ее исправить).
Очень сложно говорить, как бы я поступила в этой ситуации. Я думаю, что я бы заметила, что один из учеников завтракает на уроке, поскольку сама, учась в школе, неоднократно этим занималась и досконально знаю все уловки, призванные скрыть этот факт (так же, как изучила, наверное,все занятия, которые могут отвлечь от урока).
Я бы предложила ученице взять свою еду и доесть ее в столовой, а потом вернуться и ответить на
мои вопросы по теме. Мне кажется, такое поведение учителя больше дисциплинировало бы учащихся и показало бы им, что педагог относится к ним с уважением, но предлагает заниматься всеми делами в свое время, и уж в любом случае на своем месте.
Ситуация 3 (все имена вымышленные)
Урок географии в 8 классе, который ведет завуч. Учитель-завуч (Н.Е.) входит в класс и спрашивает, что за инцидент произошел на уроке физкультуры.
Классный руководитель рассказывает.
Оказывается, кто-то из 7 класса в раздевалке, где лежали вещи 5-го класса, заинтересовался
брелком в виде медвежонка на портфеле одной из учениц и, ничтоже сумняшеся, взял его себе. Хозяйка брелка устроила истерику, а через урок брелок был найден в раздевалке на скамье.
Н.Е. спрашивает, кто это сделал. Поднимается Яна и дрожащим голосом говорит, что это она, но она уже раскаялась, вернула брелок и больше никогда не повторит подобного, это была просто шутка, чтобы посмотреть на реакцию учениц 5-го класса.
В ответ на это Н.Е. спокойно, без
крика, но методично и иронично-холодным злым голосом начинает унижать ученицу. В речи завуча прозвучали слова воровка, тварь и т.п.
Яна начинает плакать и заметно, что ей недалеко до нервного срыва. Вдруг, во время паузы Н.Е., встает соседка Яны, Аня, и, сама чуть не плача от обиды за подругу, делает выговор Н.Е.: говорит о том, что да, Яна совершила ошибку, и она заслужила наказание, но ни один учитель, будь он хоть завучем или директором, не имеет права оскорблять и унижать ученицу, потому что она слабая и беззащитная и не может (в силу возраста и неумения изощренно говорить гадости) ответить учителю тем же.
Н.Е. старается не показать своего смущения и за минуту сводит разговор на нет, оставаясь внешне все такой же спокойной и
иронично-наприступной.
Когда взволнованные девочки садятся, одна из их одноклассниц громко говорит: "Аня, молодец. Уважаю!"
Аня с благодарностью смотрит на нее.
Урок сорван. Н.Е. уходит к себе, пробормотав что-то типа "В первый и в последний раз прощаю." Классный руководитель проводит классный час.
Яна и Аня выходят в коридор успокаиваться, а класс обсуждает ситуацию. Поскольку с классным руководителем отношения доверительные, многие девочки говорят, что они согласны с Аней, а Н.Е. была неправа.
Эту ситуацию можно разбирать очень долго и подробно. Ограничусь только некоторыми замечаниями.
Аня поступила как настоящий друг, встав на защиту Яны. Она не побоялась высказать прямо и открыто свое негативное отношение к действиям завуча. Это был поступок взрослого человека, понимающего, что такое достоинство, гордость и честность. При этом она не защищала слепо подругу, признавая, что та виновата в любом случае.
Действия Н.Е. были непедагогичными с любой точки зрения. Абсолютно недопустимо подобное отношение к ребенку (да, в общем-то, и к любому человеку), который действительно в подобном положении не может ничего возразить.
Неверным было и обсуждение проблемы на уроке: следовало бы вынести этот вопрос на классный час и спокойно разобраться в ситуации. По девочке и так было видно, что она уже наказана собственным стыдом, при том, что она нашла в себе силы сразу же признаться в преступлении.
Нормальное человеческое обсуждение проблемы показало бы классу, что в любой ситуации нужно оставаться спокойным, выслушивать всех и не делать поспешных выводов, а уж тем более не опускаться до унижения других людей.
Я думаю, что Аню начнут уважать за этот поступок, Яну жалеть как пострадавшую от несправедливости, а к Н.Е. относиться со страхом (из-за
ее умения уничтожить человека несколькими меткими фразами) и гораздо меньшим уважением.
Отношение учителя к Ане тоже претерпит некоторые изменения: Н.Е. станет уважать девочку и относиться к ней как ко взрослому человеку. Надеюсь, что завуч сделает соответствующие выводы из
этого инцидента и пересмотрит свое поведение по отношению к ученицам вообще.
Мне кажется, что учащиеся на этом примере поймут, что такое настоящая дружба и будут больше ценить друг друга. Возможно, отношения Ани, Яны и девочки, которая похвалила Аню, тоже перерастут в новое качество.
|
|
 |
 |
|
 |
|
 |
 |
|
 |