На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Копилка педагогических ситуаций (36)  
|| Студенческие работы *
==== *
Юля С., студентка 2 курса РГПУ им.А.И.Герцена, 2003г.
Ситуация: исправление плохих отметок в журнале учениками.

Действия учителя?

Ситуация достаточно распространенная. При обнаружении «новых» отметок учитель заявляет о своем недовольстве в резкой форме. Он превращается в недоброжелателя, заклятого врага, угрожает (кричит, «шипит», в какой-то «маньяческой» манере о страшном наказании), он интригует, подкалывает, иронизирует. Однако дети продолжают сидеть молча в состоянии напряжения, бессмысленного ожидания чего-то еще, переживая томительное и сладостное чувство, связанное с эмоциональной удовлетворенностью, которое через несколько минут по закону человеческой природы заменяется подавленностью, угнетенностью и беспомощностью.

Учитель судит. Он судит каждого и каждый чувствует себя виновным в произошедшем (в той или иной степени), принадлежащим к группе неудачников и «мошенников», к группе–яме, накапливающей испорченные продукты информационного питания и беспокоящей «своим богатством» окружающих …

Учитель может призывать к покаянию. Только в прощение не верят, а если и хотят поверить, то долго не могут решиться сказать правду…из-за страха. Страх – школьный недуг. Дрессировщики – учителя. Иногда акклиматизация проходит успешно. А иногда …В жизни мы часто встречаем людей, которые не умеют и не хотят, по существу, быть счастливыми. Они не мыслят, они самозапрограммированны на бесправность. Они боятся обязательств, ответственности и живут в обществе, осознавая себя вне – его. Им неведома любовь, красота природы они не замечают, в духовной пище не нуждаются. Нет целей. Нет веры в свою неповторимость и уникальность. И вся их жизнь похожа на жизнь насекомого, выполняющего лишь свои физиологические потребности.

«У него есть родители, - пусть и воспитывают». О том, что школа является «вторым» домом, в котором не данном этапе своей жизни ребенок проводит большее количество времени, чем в родительском доме,- ни слова.: «Никто (учитель – ученику) Никому Ничего не …обязан». Позиция отстраненности, безучастности, являющаяся, на мой взгляд, отражением формально-деловых отношений, сложившихся в экономико-социальной сфере обслуживания … Приведенные выше позиции не приемлемы во взаимоотношениях между учителем и детьми.

«Самым ценным да будет гармония, а самым уважаемым – способность избегать противоречий» - говорится в «Конституции из 17 пунктов», принятой во времена императора Сетоку Тайси. Способность действовать в гармонии с другими людьми – главная задача воспитания. В наших школах часто нарушается всякая гармония. Ожесточенные учителя забывают о человечности. Но именно взгляд учителя, выражения детских лиц, шум перемены являются сигналами, которые дают ребенку первоначальное представление о смысловом содержании пространства конкретной школы.

Я не хочу в данной ситуации нечестного поведения детей и душераздирающей реакции взрослого говорить о каком-то одном хорошо проработанном плане поведения учителя. На мой взгляд, эта педагогическая ситуация определенно высвечивает взаимо-не-понимание между учителями и детьми. Отсутствие доверия ребенка, вызванное безразличием учителей, их невнимательностью, вольное поведение ученика, его стремление к иному порядку часто приводят к конфликту. Учитель избегает подобных ситуаций, если он является авторитетом для учащихся, если он любит своих учеников и проявляет к ним неподдельный интерес. Таких учителей немного. Им нелегко существовать в серо-белой атмосфере школьных будней. Но они как-то существуют. Их греет солнце. Может быть, потому и не могут никак «сломить» старую угрюмую школу – «сумерки просвещения».
 
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru