|
|
|
|
|
1. Урок истории города. На доске написаны слова. Геральдика, ономастика, генеалогия.
Учитель вызывает к доске девочку и просит написать определения этих понятий. Сам в это время занят устным опросом.
На самом деле на доске написаны слова: онанистика, генекалогия. Учитель этого сначала не замечает, девочка затрудняется дать определения, так как не знает этих слов, начинает спрашивать у детей на первых партах.
Значения, вероятно, знают только мальчишки на задних партах, начинают посмеиваться и шутить.
Учитель обращается к доске, начинает проверять задание. Замечает, как написаны эти слова. Спокойно, без улыбки говорит: «До вас, наверное, исправили. Есть такие шутники». Стирает слова, исправляет их на нужные, инцидент исчерпан.
Мне кажется, учитель адекватно отреагировал в данной ситуации. Во-первых, не все дети знали значения этих слов; во-вторых, те, которые знали, ожидали от учителя какой-то более бурной реакции: смущения, криков и т.д.
Учитель не заострил на этом внимания, следовательно, не отвлек детей от урока и одновременно обманул ожидания более «продвинутых» учеников, не дав им почву для дальнейших подшучиваний.
2. Урок истории города. Учитель дает историческую справку: «В этот день в … году произошло…» Он читает, дети шумят, учитель видит, что детям неинтересно, говорит: «Ну и Бог с вами. Перейдем к нашей теме».
Мне кажется, этими словами он дал понять ученикам, что ему безразлично, интересен его предмет или нет для учеников, что ему безразличны и сами дети. Конечно, в ответ он получит такое же отношение к себе со стороны ребят. Заметно, что между учителем и учениками нет эмоционального контакта, поэтому дети не воспринимают ни учителя, ни его предмет.
Если учитель дает такие справки, то их, конечно, нужно не «зачитывать», а превращать в какие-то интересные, увлекательные рассказы. И ни в коем случае, видя невнимательность детей, нельзя отвечать им тем же, пытаться их задеть своим ответным безразличием. Детям важен эмоциональный контакт, поэтому они не будут уважать человека, который демонстрирует им свое безразличное отношение.
3. Урок химии. Учитель химии по просьбе классного руководителя в 8б устраивает встречу с ветераном войны. Встреча должна состояться на следующий день (23 февраля).
Учитель говорит: «А теперь я скажу, кого я хочу видеть на этой встрече, а кого нет. Ты … можешь не приходить. Тебя … я не хочу видеть» - и т.д. Дети начинают ерничать, спрашивать, а хотят ли видеть того или иного ученика. Все это происходит очень мягко, без повышения тона, так как в классе находимся мы.
Учитель не хочет видеть детей, у которых проблемы с дисциплиной. Однако на уроке все вели себя очень тихо при том, что класс достаточно шумный, подвижный. Дети не любят этого учителя, боятся его.
Конечно, такие поступки учителя не улучшают взаимопонимания между ним и учениками. Дети же, видимо, уже выработали психологический механизм защиты на такое общение. Они не принимают этого близко к сердцу, шутят, не допускают близкого контакта с этим учителем, просто выполняют его требования. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|