 |
|
 |
 |
 |
1. Два мальчика подрались на перемене, прозвенел звонок, и начался урок. Один мальчик сидит и улыбается, видимо, он доволен своей победой, второй мальчик плачет. Учитель выяснил, что произошло, кто виноват в драке, зачинщика драки (того мальчика, который улыбался) наказывать не стала, а мальчику, который плакал, сказала: «Василий, ты у нас такой красавец и плачешь.» Эту фразу учительница повторила несколько раз, пока Василий не стал улыбаться и забыл про драку.
Учительница не стала его жалеть «бедный, несчастный», той фразой она, во-первых, польстила мальчику, во-вторых, пресекла всякие попытки обсуждения этой ситуации. Школьники могут понять: 1) что плохие поступки остаются безнаказанными; 2) что человеку можно поднять настроение ласковым словом. Я бы в данной ситуации поступила также.
2. Педагогическая ситуация, свидетелем которой стала я.
Урок дает одна из студенток. На последней парте сидит учительница русского языка и литературы, проверяет письменные работы учеников.
Студентка-практикантка дает задание всему классу составить предложения с обособленным определением, который несет оттенок причины или уступки. Через некоторое время она спрашивает ученика его предложение. Ученик говорит свое предложение, студентка говорит: «Верно», но тут вмешивается учительница, которая сидит на последней парте. Она говорит, что здесь (в твоем предложении) нет обособленного определения со значением причины или уступки. Студентка теряется, краснеет. Учитель вмешивался в работу, в урок студентки постоянно.
Дети поняли, что эта практикантка сама ничего не знает, если ее исправляет учительница. Я бы все свои замечания записывала на листочек, а после урока сказала бы студентке, что у нее неверно. Не стала бы комментировать урок (на месте учительницы) в присутствии остальных студентов-практикантов. Учительница очень мешала вести урок. После урока она не сказала студентке ни слова.
3. Педагогическая ситуация, участницей которой стала я.
Нам надо сделать конспект уроков разных учителей. Нам посоветовал завуч пойти на урок к заслуженному учителю России, учителю I квалификационной категории, к пожилой женщине 73 лет. Когда прозвенел звонок, пришла эта учительница и стала открывать свой кабинет. Я и еще одна девочка подходим к ней, здороваемся, представляемся, спрашиваем разрешения присутствовать на ее уроке, она нам отвечает в присутствии учеников (уже взрослых, 8-9 класс):
-Да, конечно, как вы мне все надоели.
-Вы у кого?
-У Светланы Александровны, вот и идите к ней.
Это было сказано в достаточно грубой форме. Мы, извинившись, ушли. Нам в спину она сказала: «Извините, девочки».
Дети поняли, что с нами можно так обращаться, нас можно не воспринимать как учителей. Хотя нас и не воспринимали как учителей: обращались на «ты», говорили «девочки».
На месте учительницы я бы сказала, что не стоит приходить на ее уроки, но сказала бы это более мягко и не при детях.
|
|
 |
 |
|
 |
|
 |
 |
|
 |