|
|
|
|
|
Однажды, несколько лет назад один неприятный случай произошел в одной из петербургских школ. Я стала свидетелем данного случая, и этот неприятный инцидент и не разрешение его, в конце концов, я думаю, надолго останутся в моей памяти.
Класс, в котором я училась, нельзя было назвать дружным. В пятом классе в нашу школу перевелась из другой школы одна девочка. Как я уже упоминала, класс не был дружным, но внутри класса организовались так называемые группы, состоящие из трех-четырех человек. Образовавшиеся “группировки” стали обращать на новую учащуюся очень много внимания, оскорблять, унижать её.
Учитель либо не замечал этого, либо просто не хотел замечать. Но эта девочка не могла терпеть такое отношение к себе и не могла отражать “удары”. Порой ей даже не хотелось идти в школу, она не могла думать ни о чем другом, кроме того, что ей опять придется выслушивать неприятные слова в свой адрес, которые очень сильно действуют на психику ребенка, особенно в таком возрасте.
Такое отношение сверстников может создать определенный стереотип отношения к школе, к обучению вообще. Подруги могли только советовать ей не обращать внимания на те оскорбления, которые исходили от не полюбивших её одноклассниц, но, естественно, такие советы не могли помочь в такой ситуации.
Более того, эти агрессивно настроенные девочки стремились склонить на свою сторону других одноклассниц, а также один раз они даже дошли до того, что стали звонить по телефону к ней в квартиру и оскорблять её соседей. При том после этого одному из её соседей – пожилому мужчине, после услышанных заявлений, стало не только психологически, но и физически плохо.
После этого терпению пришел конец!
Родители девочки пришли в школу к классному руководителю, объяснили ситуацию. На следующий день у нас состоялась общее собрание – учащихся нашего класса и родителей. Обсуждалось сложившаяся ситуация. Виноватых школьниц по очереди вызывали к “доске” и спрашивали их, почему они так поступили.
Эти четыре девочки начали обвинять друг друга, тем самым перекладывая свою собственную вину на другого, на своих же подруг. Учитель спрашивал мнение аудитории по данному вопросу: мнение учащихся и родителей. Все, конечно, пришли к выводу, что девочки виноваты в данной ситуации, но так и не смогли понять причин, побудивших их детей поступить именно так.
Но, однако, мать одной из участниц этого неприятного случая никак не хотела признать вину своей дочери, всячески выгораживая её, порой используя даже ложь, чтобы защитить своего ребенка. Я считаю, что такое поведение в данной ситуации не правильно. Конечно, каждая мать стремиться защитить свое чадо, но в данном случае, зная, что ребенок действительно виноват, нельзя выгораживать ребенка, необходимо объяснить, что так поступать нельзя, выяснить причины, побудившие ребенка поступить так, объяснить, что может повлечь за собой такой поступок, даже попросить поставить себя на место той девочки, которая стала объектом издевок и насмешек, спросить, чтобы чувствовал сам ребенок, оказавшись в такой ситуации.
Необходимо попытаться сделать так, чтобы ребенок сам смог понять, что он поступил не правильно, несправедливо и плохо, заставив тем самым страдать другого человека, разъяснить, что в таком положении мог бы оказаться он сам, и что его чувства и состояние в такой ситуации не были бы отнюдь приятными.
Возможно, если ребенок сам проанализирует свое поведение, самостоятельно поймет, что он виноват, впредь он не сделает ничего подобного. Если же ребенок сам не понимает, что он поступил неправильно, никакие внешние нравоучения, объяснения, уговоры не помогут. И, возможно, через некоторое время что-то подобное может повториться.
Вернемся к нашему случаю: девочек попросили извиниться, они сделали это, но сделали, по всей вероятности, не искренне. На некоторое время они оставили несчастную девочку в покое, но по прошествии какого-то времени они опять начали “задевать” её, хотя уже в более сдержанной форме, а позднее переключились на другого человека. В конце концов, девочка перешла в другую школу, потому что неблагоприятный психологический климат в классе очень сильно влиял на её эмоциональное состояние.
Я считаю, что данная проблема не была решена правильно, изнутри.
Была устранена только внешняя сторона проблемы. Я думаю, что необходимо было помимо общего собрания устроить собрание родителей, учитель должен был дать рекомендации родителям по поводу того, как они должны поработать со своим ребенком дома, а так же необходимо была индивидуальная беседа учителя с провинившимися.
Девушка до сих пор помнит тот случай, он вызывает у нее неприятные ощущения, такие же ощущения вызывает у неё упоминание тех людей, которые были зачинщиками, её отношения к ним и изменилось после того случая, а наоборот, фиксировалось.
Я считаю, что неправильно было поведение учителя и родителей в данной ситуации. Даже если человек виноват, когда его выставляют на всеобщее обозрение, он не признает свой вины, а будет всячески стараться оправдаться. Признать вину и проанализировать свое состояние, возможно, прийти к правильному решению человек может только в индивидуальной беседе, зная, что кроме его собеседника об этом не услышит никто, а затем при осмыслении этой беседы самостоятельно. Такую беседу должны были провести родители со своими детьми, но, вероятно, этого не произошло.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|