|
|
|
|
|
Данная педагогическая ситуация довольно распространена в нашей общеобразовательной системе, встречается в разных видах, разница заключается только в форме её подачи. Учась в средней школе г. Магадана, у нас во всех учебных заведениях существовала традиция - День Брусники. Директорами школ каждый учебный год в начале сентября ставилась задача - собрать каждому классу, в зависимости от урожайности той или иной осени, по 20 - 40 литров брусники для нужд столовой и соответственно самих детей. Для этого освобождался полный учебный день. Выполнение этой задачи возлагалось на классных руководителей, многие из которых не справлялись с ней из-за неумения организовать внеклассную работу с учащимися. Очень часто это приводило к конфликтам внутри класса на весь оставшийся учебный год.
Подобная ситуация в нашей школе решалась следующим классическим способом.
Классный руководитель авторитарным тоном объявляет: «Каждый собирает бруснику сам, и приносит ее в школу».
В дальнейшем вопрос этот не обсуждается, личные проблемы каждого человека в отдельности. Недостатки осуществления этого способа внушения - учащиеся игнорируют приказ учителя, вследствие различных причин, например недостатка денег, непонимания цели проведения мероприятия, незаинтересованность.
Также это не способствует укреплению межличностных отношений в классе, позитивного настроения в коллективе, налаживанию коммуникативных связей внутри класса, впоследствии приводит к возникновению конфликтов на почве: «Я принес, а ты нет». Зачастую такие проблемы остаются до конца учебного года.
Данный способ непригоден практически со всех точек зрения, кроме одного. Учителю проще всего его осуществить. Но из-за описанных выше недостатков на собственном опыте, с позиции учащегося хочу предложить более эффективный в педагого-психологическом аспекте способ.
Необходимо поставить учащихся перед проблемой, ясно ее показать и признать ее существование.
Проблема: «Нужно сдать в школьную столовую за весь класс 1 кг х 20 учащихся = 20 кг. брусники.»
Объяснить основные цели проводимого мероприятия, показать его значимость и пользу для самих участников.
Далее необходимо попросить детей, обсудить вместе процесс сбора ягод (например, ягоды можно купить, собрав деньги с каждого учащегося, или достать известным дедовским способом).
Дать возможность всем высказаться по очереди, не прерывая ребят. В обсуждении, естественно, будут возникать различные предположения и предложения по этому вопросу. Здесь очень важно учителю (классному руководителю) быть как бы внутри обсуждения, а не руководить им. Он должен быть полноправным и заинтересованным лицом в решении этой проблемы и прямо заявить учащимся, что он будет согласен с любым предложенным способом, и будет являться вместе с ребятами непосредственным исполнителем этой задачи.
Классный руководитель должен ненавязчиво направить обсуждение в нужное русло, чтобы заинтересовать детей в коллективном сотрудничестве.
Если основная группа детей во время диалога будет склоняться к сдаче денег, учитель должен сознавать, что в материальном плане не все учащиеся могут себе это позволить. Он должен заинтересовать ребят непосредственным сбором ягод. Мотивировать ребёнка, подростка к внеклассному труду, как правило, весьма сложно. Безусловно, удачной мотивацией являются премии, вознаграждения и хороший отдых после «дневных забот». Это могут быть различные мероприятия как после сбора ягод, так и во время его («Праздник Пирога», «Веселый костер») или привилегии в выставлении оценок.
Данное мероприятие, проведенное совместно, а не обособленно, принесет не только выполнение задачи, поставленной директором, но и оставит приятные впечатления у всех участников события. При такой форме проведения этого мероприятия, мы не только избежим возникновения столкновений между учениками, вызывая у несдавших ягоду какой-то момент отчуждения от класса, которое может заходить очень далеко.
Этот день будет являться, как бы естественным вхождением в напряженный учебный год, и будет залогом психологического здоровья класса, хороших отношений, что несомненно способствует не только дружескому и теплому климату в классе, но и скажется на более успешной учебной деятельности всех детей.
Такие мероприятия, способствуют повышению самооценки и оценки окружающих, также у тех детей, которые не добились заметных успехов в учебе, что положительно влияет на их дальнейшее учебное поведение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|