|
|
|
|
|
Эта история случилась, когда я заканчивала 11 класс, и, надо сказать, перевернула все мои представления о родной школе.
Приближалась пора выпускных экзаменов. У меня все было в порядке: я, как и большинство, сдавала языки. Зато моя сестра сделала такой выбор, что потом долго пришлось нервничать. Хотя, конечно, не Ольга здесь виновата.
А выбрала она выпускным экзаменом химию – просто потому, что собиралась поступать в медицинский. Нашу учительницу химии трудно было назвать учительницей: она не любила и не старалась любить детей, придиралась, постоянно путала темы уроков, могла спросить то, что по программе стоит в следующем полугодии... стоит ли продолжать? В школе она держалась лишь благодаря дружбе с директором .
Итак, Ольге надо было сдавать химию. Кроме нее, этот экзамен выбрала еще одна девочка (по той же причине). Билетов они, разумеется, не получили; консультаций тоже никаких не было. Я помню, как нервничала Ольга, когда, задав какой-нибудь вопрос, в ответ слышала: «Как вам не стыдно спрашивать такие глупости: мы это с вами проходили!» (Хотя мы весь год только решали уравнения реакций.)
За месяц до экзаменов стало известно, что девочки будут сдавать экзамен по химии с другой школой, потому что в нашей «не экзаменационной комиссии». Но самое ужасное было то, что в день экзамена в нашей школе было вручение аттестатов.
Классная руководительница мило улыбнулась:
-Ничего страшного. Ведь экзамен начинается в 10, а вручение аттестатов – в три часа дня.
(Хотя сомнительное удовольствие – трястись перед экзаменом в чужой школе с незнакомым преподавателем, когда твои одноклассницы готовятся к празднику).
Через две недели выяснилось, что вручение аттестатов перенесли на 11 часов. Опять последовала череда обращений к классному руководителю, но она только устало отмахнулась:
- А что такого-то? Ну, Лена заберет ее аттестат...
Думаю, такая реплика не требует комментариев.
И Женя и Оля очень нервничали. Они пробовали поговорить с учительницей химии; но как будто ей нужны их проблемы! Химичка в очередной раз накричала на них (по-другому она говорить не умела), а потом добавила, что у нас в школе «нет для этого возможности» (в школе нет возможности сдать экзамен!)
Мы с Олей пошли к завучу. Это был высокий плечистый мужчина в огромных очках, с громовым голосом – все ученики его боялись. Но у нас не было выбора.
Как только речь зашла о переносе экзамена, о том, что хотелось бы сдать его в своей школе, что в экзаменационную комиссию можно пригласить учителей биологии – сразу начался крик. Мы просто не понимали, почему все учителя считают обязательным на нас наорать, в чем наша вина.
А завуч гремел:
- Ну и что вы заявились? (мне) а ты? Мы тебя во все газеты, медалистку, а ты скандал разводишь, ты тут причем?
- Как причем, она моя сестра! И вообще, выпускной и вручение аттестатов – это праздник для всех!
- Вы забываете, что есть вещи, которые от меня не зависят!
- Но почему нельзя сдать экзамен здесь, сдать Вере Ивановне которая нас учила?
- Нельзя потому что!
Этот спор продолжался бы еще очень долго, если бы в него не вмешались наша мама и классная руководительница Жени.
Точную причину такого противостояния нам, видимо, уже никогда не удастся выяснить. Знаю только, что в нашей школе на бумаге писали одно, а делалась все по-другому, что боялись какой-то комиссии, и потому была вся эта суматоха с экзаменами. Из-за нее пострадали не только Оля с Женей, но и другие ученики: в день экзамена по физике все с удивлением узнали, что сегодня еще и русский язык! ( Одна девочка, которой нужно было сдавать и то и другое, так разнервничалась, что учителя отпаивали ее валерьянкой и ни о каком экзамене речь уже не шла: ей просто «нарисовали» две четверки)
Через два дня объявили, что экзамен по химии будет 20 июня, в нашей школе.
И все вроде закончилось благополучно: у Оли –5, у Жени – 4, и вручение аттестатов, и выпускной – все как положено. Но осталось тяжелое впечатление, что мы, ученики, не нужны нашей школе, что весь этот блеск (наша школа считается престижной) – показной.
Оля боялась идти на вручение аттестатов, постоянно повторяла:
-А вдруг кто-нибудь из учителей скажет: вручается аттестат самой скандальной ученице? А вдруг они на меня так посмотрят, что все заметят? Или в аттестат по поведению поставят 2? (Хотя уже давным-давно нет такой графы в аттестате).
Оля потом долго не могла избавиться от этого навязчивого полустраха-полуотвращения к школе, к учителями. За два года, которые прошли после нашего выпуска, она ни разу не говорила ни о ком из учителей, а на предложение зайти в школу отвечала решительным отказом.
Я же, напротив, очень злилась. Мне казалось, я буду злиться на свою школу всю жизнь. Еще бы: всю свою школьную жизнь я ездила на разные олимпиады, конкурсы, рисовала стенгазеты и вела праздники, а тут оказывается, что все это нужно было лишь для престижа, для того, чтобы наша школа считалась лучшей в районе, а мои личные успехи никого не интересовали.... Впервые в жизни мне захотелось сорвать торжественную линейку – не прийти на нее: я, как медалистка, должна была выходить первая и говорить разные благодарственные речи. (Бедные родители! Сколько им пыли в глаза напустили!)
Я вспоминаю выпускной в 9 классе: я плакала, думая о том, что придется уходить. А теперь я только думала: скорей бы закончились все эти ненастоящие слова и фальшивая грусть. Ведь мы – ученики - здесь только пешки, мы здесь маленькие люди, и на самом деле никто не прислушивается к нашему мнению. Скорей бы уйти!
Думаю, такие мысли были и у Оли, и у Жени, и у всех тех, кого родная школа так «порадовала» во время экзаменов…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|