|
|
|
|
|
Я бы хотела рассказать один случай, произошедший в моей школе. Когда я училась в 9-ом классе, у меня была подружка, которая была в 8-ом классе. Вместе с ней училась девочка, которая жила с моей подружкой на одной лестничной клетке. Вот про неё я и хочу рассказать.
Ее звали Лена. Ей было 14 лет. Надо сразу сказать, что семья у неё была неблагополучная. Отец работал сторожем, мать - уборщицей в каком-то магазине. Все свободное время они проводили вместе за бутылкой водки. И до Лены им не было никакого дела. Но это не самая главная проблема, которая была в их семье.
У Лены был старший брат, который несколькими годами раньше должен был закончить эту же школу, но по причине одной хулиганской ситуации, в которой он был заводилой, его исключили. Но это не сподвигло его к раскаянию, а наоборот: он ввязался в какую-то хулиганскую банду, которая занималась грабежами и разбоями. Но их раскрыли, и Лениному брату дали 7 лет в колонии строгого режима.
Из всего этого видно, что в школе у Лены сложилась не очень благоприятная ситуация: учителя и одноклассники её и в грош не ставили. Хотя она была девочкой спокойной и доброй. Таких детей еще называют забитыми. Видимо, сказалось воспитание родителей.
Она была очень худенькая, плохо одевалась. Нередко опаздывала на уроки, бывало, что даже не приходила в школу. И поэтому с ней мало кто общался. Да и сама она из-за всего этого была не очень расположена к общению с ребятами, поэтому одноклассники её особо и не замечали, она была серой мышкой. Училась неважно, хотя и старалась. Но никто этого старания не замечал: учителя плохо к ней относились. Понятно, почему: на ней стояло клеймо её старшего брата, о котором все помнили.
Учителя всегда попрекали ее старшим братом: если она опаздывала, или была не готова. Но на все замечания и упреки она только опускала глаза и молчала. Она ничего не говорила, она всё это держала в себе. Учителя просто сравняли её со старшим братом.
Конец учебного года. Линейка. Кого-то хвалят, кого-то не очень. А о Лене сказали особо: напомнили всем о судьбе её брата, просили не повторять его ошибок, которые тогда опозорили школу. После она тихонько заплакала, и то, как она ушла, естественно, никто не заметил. Все были заняты другим, заняты собой.
Вечером Лены не стало. Она сбросилась с 8-го этажа своей квартиры. Дома никого не было. Это было самоубийство.
Давайте рассмотрим этот случай с психолого-педагогической точки зрения. Известно, что в подростковом возрасте заметно увеличивается количество сложных педагогических ситуаций, которые часто приобретают конфликтный характер. В этот противоречивый период взросления наблюдается активная реакция ребят на многие события окружающей жизни. Но ученики не всегда ясно представляют себе последствия своих поступков. Что и произошло в случае с Леной. У неё была потребность что-то значить для других, быть кому-то нужной со всеми своими индивидуальными качествами, достоинствами и недостатками, не чувствовать себя ничтожеством в глазах взрослых и сверстников. Если бы только она была принята группой сверстников!
В этом принятии её другими складывается собственная оценка своих личностных качеств. Объединившись со сверстниками, она бы почувствовала силу коллективной сплочённости, пыталась бы демонстрировать что-то своё, оригинальное. Но у Лены всегда была стена между ней и ребятами, и между ней и учителями. Это был её брат. Это очень сильно действовало на её психическое здоровье и очень угнетало её. И я думаю, от этой безысходности, от ненужности этому злому и несправедливому миру, она решилась на самоубийство. Ведь люди заняты только собой, они не замечают чужих проблем.
Обидно, что педагоги не решились разобраться во внутреннем мире Лены, они и подумать не могли, что творится у неё в душе. Я думаю, нам нужно быть более дружелюбными и отзывчивыми, чтобы разрешать все конфликтные ситуации на корю, а не доводить их до предела, до крайней точки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|