|
|
|
|
|
Кто такой педагог?
Человек, основной задачей которого является вырастить из маленького, ничем неприметного зернышка, красивый цветок, который будет отличаться своей неповторимостью, индивидуальностью, который будет притягивать к себе своим внутренним светом и уверенностью.
Насколько я знаю из своего собственного опыта, уверенность притягивает к себе окружающих. Почему? потому что уверенность – это стабильность, надежность, а именно этого очень часто не хватает людям. Поэтому основной задачей педагога является вырастить уверенного в себе человека.
Причем, нельзя путать понятие «уверенность» с понятием «самоуверенность». Уверенность в себе – это некий внутренний стержень, который притягивает к себе только необходимое, а все, что не нужно, отпадает само собой.
Именно на этом и спотыкаются наши педагоги (учителя – в школе), пытаясь развить в нас все, что угодно, пытаясь впихнуть в нас все подряд, забывая при этом о самом важном. А ведь если бы они об этом не забывали, все остальное (необходимое) пришло бы само.
Случай, о котором я хочу рассказать, конечно, не является каким-то чрезвычайным событием в школе, но в жизни отдельного человека…
Как-то раз я дежурила на первом этаже. На одной из перемен спускается класс со своей учительницей в столовую. Вдруг она обратила внимание своих подопечных на одного мальчика:
- Посмотрите все на этого бесстыдника, который до того доигрался, что опрокинул ведро с грязной водой на пол. Для того разве Наталья Ивановна мыла пол, чтобы этот хулиган опять все запачкал?
Конечно, наша дама это сделала из самых лучших побуждений (правда, только один Бог знает, каких именно). Но она совершенно не подумала о последствиях. Кроме того, она даже не знает, что, в сущности, было и чем закончилось.
Как я уже говорила, в этот день я дежурила на первом этаже и все это видела. Мальчик со своими товарищами бегал в коридоре (конечно, моя вина, что не остановила их, т.к. следить за порядком входит в обязанности дежурного).
Вдруг он поскользнулся и задел ведро. Все это действительно было. Но у него это вышло совершенно случайно и потом, что это за ребенок, если он не играет. Однако когда он понял, что сделал, попросил прощения и тут же вызвался помогать убирать воду.
Я училась в педагогическом классе, и мы часто проводили разные мероприятия в младших классах, поэтому со многими из ребят я была знакома, и Лешу я тоже знала – это очень добрый и искренний мальчик, готовый всегда прийти на помощь.
Теперь хотелось бы проанализировать последствия данной ситуации.
У меня есть два предположения по поводу целей унижения мальчика.
Может быть, учительница хотела показать классу на наглядном примере, к чему может привести их баловство. Либо же она решила таким образом наказать «провинившегося» ученика. Думаю, и то и другое.
С моей точки зрения, это самое худшее, что она могла сделать. Потому что вряд ли таким образом можно заставить учеников изменить свое поведение, вряд ли это сделает их более дисциплинированными и аккуратными, а если и станут, то, скорее всего, из-за страха оказаться на месте бедного мальчика. А страх ни к чему хорошему не приводит.
Нужно, чтобы человек понял, в данном случае, дорос до осознания того, что хорошо, а что не очень.
Что касается мнения учеников, то они, скорее всего, разделятся на два лагеря: одни пожалеют мальчика, постараются оказать моральную поддержку (безусловно, это будет неоценимой помощью), для других же он станет предметом насмешек и сейчас, и в дальнейшем (чего учитель не должен ни в коем случае допускать, а, наоборот, всячески предотвращать такие ситуации).
Я думаю, что после этого случая авторитет учителя в глазах детей существенно понизится.
Но больше всего пострадает психика ребенка, его характер может измениться не в лучшую сторону. Мальчик станет менее уверенным в себе, замкнутым, появится озлобленность, которая в силу замкнутости может перерасти в нечто опасное уже не только для самого мальчика, но и для общества.
Ни для кого не секрет, что дети часто допускают такие оплошности. Но главное - правильно среагировать на эти недоразумения. Как правило, родители и учителя тут же набрасываются на ребенка с упреками, забывая при этом, что на ошибках учатся. А ведь своим поведением старшие прививают ему страх перед ошибками и таким образом лишают его возможности учиться. Дети привыкают быть скрытными, начинают обманывать своих родителей, исчезает искренность в общении с ними.
Этот случай уже в который раз убеждает меня в том, что публичное посрамление и вообще акцентирование внимания на ошибках, на недостатках человека – это одна из самых больших ошибок, которые может допустить учитель и вообще человек.
Безусловно, человеку нужно говорить о промахах и недостатках, но только наедине и в очень деликатной форме.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|