|
|
|
|
|
Я хотела бы рассказать о случае, который произошел в моей школе несколько лет назад, когда я училась в десятом классе. Случай, о котором я поведу речь, произошел в параллельном классе.
К нам в школу пришла новая молодая учительница по математике, недавно окончившая институт. Директор школы был несказанно рад приходу молодого специалиста, потому что учителей, особенно по математике, катастрофически не хватало. Все учителя были перегружены классами и учебными часами, поэтому появление нового коллеги в своем, давно сформировавшемся коллективе, восприняли доброжелательно. Новому учителю сразу отдали десятые-одиннадцатые классы, что, очевидно, было довольно поспешным шагом, потому что выпускные классы – большая ответственность. Молодой преподаватель быстро и легко вошла в трудовой коллектив. Все учителя отнеслись к ней с уважением и пониманием, но с учениками у нового учителя складывались не самые дружеские и теплые отношения, в том числе и с учениками 10 В класса, о которых и пойдет речь.
Молодой преподаватель сразу не понравилась ученикам. На первом уроке учительница начала опрос по журналу и первому вызванному ученику поставила в журнал двойку за незнание ответа на вопрос и невыполненное домашнее задание. Более того, она потребовала дневник у ученика с тем, чтобы поставить двойку и написать послание родителя с жалобой на их ребенка. У мальчика не оказалось дневника. Он сказал, что забыл его дома, что вполне могло быть правдой. Учительница моментально вышла из себя и приказала ученику выйти из класса. Таким образом, первое впечатление учеников от нового преподавателя осталось не самое благоприятное.
За этим последовал ряд других неприятных моментов в развитии отношений между учениками этого класса и новым преподавателем.
Однажды на уроке геометрии учительница задала вопрос ученику и, не дождавшись ответа, попросила его повторить свой вопрос, а когда сбитый с толку и окончательно растерявшийся ученик не сумел повторить ее вопрос, она поставила ему двойку, а затем стала спрашивать всех подряд с требованием повторить вопрос. На все робкие попытки она отвечала: «Я не так сформулировала свой вопрос!».
На другом уроке учительница отсадила на последние парты учеников, которые не выполнили домашнее задание и совершенно изолировала их от остальной части класса. Она объясняла новую тему, а когда кто-нибудь из отсаженных поднимал руку, чтобы ответить и задать вопрос, учитель неизменно отвечала: «Тебя здесь нет, ты не присутствуешь на уроке».
Помимо этого, новая учительница довольно часто позволяла себе оскорблять учеников, унижать их перед всем классом. Таким образом, конфликт между преподавателем и учениками разрастался, пока не превратился в самую настоящую войну. У учителя возникало все больше претензий к ученикам, они же откровенно ненавидели ее.
К директору неоднократно поступали жалобы от учеников и их родителей.
Интересен тот факт, что жалобы исходили не только от 10 В, но и от других классов. Родители 10 В класса, собравшись, пришли к директору обсудить этот наболевший вопрос и попросить назначить классу другого учителя по математике, потому что ситуация к тому моменту серьезно накалилась, и взаимоотношения между учителем и учениками испортились совершенно.
На просьбу родителей директор ответил: «Покажите мне у входа в школу очередь новых учителей математики, ее нет». Конфликт между 10 В и новым преподавателем вылился в очень неприятное происшествие.
В одно ничем непримечательное утро, когда прозвенел звонок, учительница вошла в класс, проходя по середине класса по направлению к учительскому столу, она зацепилась за что-то и с коротким криком упала на пол. Через класс была натянута леска… Разразившись слезами, под дикий, злорадный смех учеников, учительница выбежала из класса.
После этого инцидента весь 10 В в полном составе предстал перед директором для выяснения того, что произошло на уроке: кто был инициатором злой шутки, кто натянул леску и т.д. Было организовано родительское собрание, на котором долго обсуждали вопрос: «Что же делать дальше?» Родители заступались за учеников «доведенных до крайности жестокой учительницей», весь педагогический коллектив школы встал на сторону пострадавшего преподавателя. Но собрание окончилось, а с новой четверти (это произошло перед зимними каникулами) все встало на свои места и продолжалось, как прежде. Учителя в 10 В не заменили.
Попробуем проанализировать создавшуюся ситуацию.
Молодая учительница, которая пришла в школу, может быть, была хорошим специалистом в области математики. Она окончила университет и отлично знала свой предмет, но у нее еще не было опыта работы в школе, у нее отсутствовали педагогические навыки общения с учениками, который приобретается на практике и не сразу, а с годами, непрерывной, усердной педагогической деятельности.
Учитель с самого первого дня своей работы с классом повела себя неправильно. Но ее можно понять. Если вчера она была студенткой, то сегодня она уже преподаватель. И теперь ей предстояло войти в эту новую для себя роль. Ей было необходимо зарекомендовать себя, как сильного, знающего преподавателя, чтобы завоевать уважение коллег, учеников и их родителей.
С самого начала новой учительнице отдали старшие классы. Ее ожидали взрослые, умные ребята, учить которых – большая ответственность. В то же время, учителю было необходимо правильно себя поставить в классе и ни в коем случае не дать ученикам почувствовать свою слабость и неуверенность. Вероятно, исходя из всех выше перечисленных соображений, учительница вошла в образ «строгого преподавателя» и заняла очень жесткую позицию по отношению к ученикам.
Она вела себя с ними очень принципиально и сурово наказывала за малейшее отступление от правил. Явной ошибкой со стороны преподавателя было и то, что она обращалась с ребятами шестнадцати-семнадцати лет, как с учениками пятого класса.
Она не желала видеть в них взрослых людей, считаться с их мнением, прислушиваться к их просьбам и уважать их. Со стороны преподавателя также не было попытки пойти ученикам навстречу, сблизиться с ними, подружиться или хотя бы установить ровные, спокойные отношения, основанные на взаимоуважении.
Помимо этого, она позволяла себе унижать и оскорблять учеников. Ребята и их родители обратились за помощью к директору школы с просьбой назначить им другого учителя по математике, но их просьба не была удовлетворена. Ученики не могли и не хотели больше терпеть предвзятое отношение учителя, выслушивать в их адрес оскорбления, мириться с чересчур суровыми мерами наказания, иногда совершенно лишенными смысла.
Учитель не шел на контакт, а лишь запугивал учеников, директор тоже не пришел на помощь, поэтому дети выразили свой искренний протест, а также накопившуюся агрессию, как сумели. Они не особенно выбирали метод борьбы. Им было уже все равно, что будет дальше: будут они услышаны или испортят свои отношения с учителем окончательно. В любом случае, эта жестокая шутка, которую ученики разыграли с учителем, скрывала в себе крик о помощи.
Ситуация сложная, в ней трудно однозначно найти виноватого. Но, наверное, директору следовало прислушаться к просьбе учеников и назначить другого учителя, чтобы избежать случившегося.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|