На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
"Из лучших побуждений..."  
|| Студенческие работы *
==== *
А.С., 2 курс РГПУ им.А.И.Герцена, 2004г.
Как известно, профессия учителя нелегкая и требует определенных способностей и, что важно, творческого подхода к делу. Недаром эта профессия относится к рангу наисложнейших, часто даже стрессовых, ведь приходится контактировать с детьми разных возрастов, нужно уметь понять их и их возрастные проблемы, ведь порою, ученик обратится скорее к учителю за советом, чем к родителю. Сложно избегать конфликтов: нужно быть не очень суровым, чтобы не прослыть извергом и тираном, и в то же время не позволять «садиться себе на голову». Учитель всегда пытается найти золотую середину, но не всегда и не каждому это удается.

Ситуация, мною описываемая, произошла с моей сестрой. Вся история происходила на моих глазах, и потому мне запомнились чувства, эмоции моей сестры по поводу происшедшего. В данной ситуации описан острый конфликт между классным руководителем и десятиклассницей, только что пришедшей из другой школы. На мой взгляд, возраст учителя и ученицы важен, поэтому отмечу:
Учительница - примерно 50 лет
Ученица – 15 лет.

Предыстория:

Девушка пришла в 10 класс в гимназию № .. из обыкновенной средней школы. У нее уже было много ссор с родителями из- за недостойных компаний, в которых она вращалась, и поэтому теперь нужно было что- то менять в жизни, чтобы вновь завоевать любовь родителей.

Приняли в новой школе ее холодно.
Поначалу ей приходилось трудно: невозможно было за короткие сроки освоить материал, который остальными изучался несколько лет. Особенно сложно было с предметом физики. Но причина была не столько в предмете, сколько в учителе, который никак не хотел обращать внимание на старания ученицы и грозил двойкой в триместре.

Учитель не старался войти в положение ученицы, он наоборот усугублял ситуацию неоправданно грубыми замечаниями в адрес учащейся. Характер же девушки был вспыльчивый, скорее хамский и категоричный. Это можно объяснить прошлым опытом общения с преподавателями, основанном на грубости.

Другое объяснение поведения ученицы - раздражение по поводу непризнанного труда, и возрастом ученицы (все- таки в 15 лет еще продолжается переходный возраст). При том ученица сознавала шаткость своего положения в школе и старалась избегать прямого конфликта, ведь как-никак это ее классный руководитель. Но преподаватель решил, что нужно немедленно решить эту проблему, уничтожить ее в еще зачаточном состоянии, принять насколько можно строгие и категоричные меры. И вот какие он принял меры.

Ситуация:

Не говоря ничего девушке, учительница сама вызвала отца учащейся на «серьезный» разговор. Девушка узнала об этом в последний момент, неожиданно увидев отца в школе.

Разговор состоялся в кабинете учительницы, ученице разрешили присутствовать.
Ей пришлось выслушать много неприятных, выдуманных преподавателем ситуаций. Например: «Ваша дочь постоянно болтает на моих уроках, постоянно вертится, отвлекает остальных от занятия. К тому же, она разговаривает по телефону во время урока и заигрывает с мальчиками. Я недавно ее видела на коленях одного из них».

На вопрос о наличии конспектов, который также обсуждался, сестра не могла ничего ответить, ведь в тот день физики не должно было быть, а значит, и конспектов с собой не было. «Вот видите!»- сказала учительница, ухмыльнувшись.
То, что сказанное преподавателем было ложью, было вне всяких сомнений, но отец, который не успел еще позабыть буйного прошлого своей дочери, поверил учительнице и, конечно, страшно разозлился. А девушка никак не могла доказать своей невиновности, оставалось терпеть и ждать, что будет.

Полторы недели отец не разговаривал с дочерью. Полторы недели девушка приходила со школы, запиралась у себя в комнате и плакала. Даже показанные отцу конспекты не смогли ничего изменить. Ей больше не хотелось налаживать отношения ни с преподавателем, ни с одноклассниками. Явная грубость в адрес учительницы теперь не скрывалась.

Как–то учительница спросила ее: «Почему ты все время так со мной груба?»
- «Вы не догадываетесь почему? Неужели вы не понимаете, что вы натворили? Зачем вы наврали моему отцу? Какая вам в том польза? Вы что, кайф получаете, когда видите ссору? Вы даже не представляете, что натворили своим враньем. У нас до сих пор в семье раздор из-за этого».
- Через некоторое время, осознав, что все было высказано чересчур грубо, девушка подошла и извинилась.
-
Как раз в эти дни должно было состояться родительское собрание. На него с большой неохотой отправился отец девушки. Что же произошло дальше? Учительница извинилась перед отцом, взяла всю вину на себя. Она призналась в том, что многое из сказанного было неправдой. Но самое удивительное - она сказала, что своим действием она лишь хотела добра, хотела, чтоб у девушки появилось больше стремления трудиться, чтобы она хорошо училась.

Итог:
Девушка стала более вежливой с людьми, но внутри себя отношение к учительнице у нее не изменилось. Учительница же, чувствуя за собой вину, больше не придиралась к ученице, и той в результате удалось в году получить 4 по предмету физики и 4 в аттестате.

Анализ ситуации:

Позиция учителя:

В ситуации, когда в школу приходит новый ученик, который явно отстает по предмету, но старательно пытается нагнать, метод кнута явно глуп. Зачем бичевать того, кто явно старается? Зачем игнорировать его достижения? Неужели именно так можно показать, что ученик способен на большее? Так лишь ущемляется достоинство учащегося.

В период переходного возраста человеку как никогда нужна помощь, ведь это один из переломных моментов в жизни. Это переход из детства во взрослую жизнь, и чаще всего переход не проходит ровно. Человек в этом возрасте требует уважения к себе, хочет привлечь к себе внимание. Это очень ранимый возраст, так как все, сказанное в наш адрес, мы пытаемся осмыслить. Каждый пытается создать себе образ и спрятаться за него, строя из себя неприступного и непохожего ни на кого. Так и ученица пыталась защиту найти в холодности и грубом обращении. Обычно это 8, 9, 10 классы - наиболее трудные по общению.

Обычно в таком возрасте учеба вылетает из головы, начинается пора любви, гулянок, пьянств и т.д.

Итак, я еще раз хотела бы осудить позицию учительницы в данной ситуации.
С какой-то стороны учительницу можно было бы оправдать: действительно, строгие меры необходимы, но лишь в том случае, когда ученик (класс) не поддается контролю, не желает ничего делать.
А в данном случае такой проблемы не было.
Учительница сама спровоцировала ученицу на дерзость. Главное, что не сделала учительница – она не увидела в ученике личность, она не проявила и доли уважения, а ведь на уважении строятся отношения. Это было абсолютно непедагогично. Она не знала о ссорах родителей с дочерью до новой школы, и своими действиями, сама о том не догадываясь, разворошила то, что так сильно хотели забыть.
Из - за ее действий пошатнулись отношения в семье.

На мой взгляд, учитель должен знать о своих подопечных многое, в том числе и о семье. Но он не должен участвовать в жизни семьи, ведь, несмотря на то, что учителя порой называют вторым родителем, в семье ученика ему не место. Родитель он в школе.
 
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru