На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Как управлять конфликтом?  
|| Террариум *
==== *
Гатальская Г.В., Крыленко А.В. "В школу - с радостью. Практическая психология для учителя".Минск.1998. С.100-108
Когда вы сталкиваетесь с ребенком или взрослым человеком (родителем, коллегой, администратором, инспектором и т.д.), чье поведение провоцирует конфликт, следует использовать такой подход, который соответствовал бы конкретному характеру поведения. Эти подходы различаются для разных типов людей, но все они построены на следующих основных принципах:


  1. Проанализируйте трудности в общении с человеком и определите, к какому типу людей он относится.
  2. Сохраняйте спокойствие и нейтралитет.
  3. Если вы решили не уклоняться от общения с таким человеком, постарайтесь поговорить с ним и выявить причины его "трудности".
  4. Найдите способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд.
  5. Используйте совместный подход к разрешению конфликтов.


Перечень действий, усугубляющих конфликт:




  1. Перебивание партнера
  2. Сознательные или несознательные проявления личной антипатии.
  3. Мелочные придирки.
  4. Принижение партнера, негативная оценка его личности.
  5. Угрозы.
  6. Высказанное партнеру подозрение в его негативных побуждениях.
  7. Подчеркивание разницы между собой и партнером.
  8. Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.
  9. Устойчивое нежелание признать свои ошибки.
  10. Постоянное навязывание своей точки зрения, давление.
  11. Попытки подменить объект конфликта, сместить его в другую плоскость.
  12. Систематические отказы и отрицания слов партнера.
  13. Негибкость поведения (ригидность).
  14. Демонстрация постоянной занятости и игнорирование попыток партнера установить контакт.
  15. Создание дефицита времени для решения проблемы или резкое убыстрение темпа беседы.
  16. Проявления некомпетентности.
  17. Неискренность.
  18. Несдержанность.
  19. Посягательство на реальные или воображаемые права человека.
  20. Нарушение персонального пространства.
  21. Нетерпимость



Стратегии управления конфликтом




  1. Предотвращение
  2. Подавление
  3. Отсрочка
  4. Разрешение


Рассмотрим их более подробно.



А.Стратегия предотвращения конфликта:

проанализировать конфликтную ситуацию и устранить реальный предмет конфликта.


Б.Стратегии подавления конфликта, которые применяются по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам:


  1. Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих.
  2. Разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными по отношению друг к другу людьми (детьми).
  3. Создавать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют непосредственному взаимодействию между людьми (детьми), потенциально конфликтными по отношению друг к другу.

Б.Стратегии отсрочки являются временными мерами, они помогают лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения:

1. Изменить отношение педагога к конфликтующей стороне:

  1. изменить силу одного или обоих конфликтующих в воображении противоположной стороны;
  2. уменьшить или увеличить роль или место одного из конфликтующих в воображении другого.

2. Изменить представление педагога о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях людей, связанных с ним и т.д.).

3. Изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта в воображении педагога и тем самым сделать его менее конфликтным (снизить или повысить ценность объекта конфликта, в результате чего он может стать ненужным или недостижимым).


Подумайте, где и каким образом вы могли бы использовать вышеперечисленные стратегии? Насколько это конструктивно?



Г.Принципы разрешения конфликтов:


1. Понимание конфликта, то есть осознание реальной проблемы, соотношения сил в конфликте, предмета конфликта, знание трудных личностей, ориентация в фазах конфликта:



  1. фаза нарастания (успешно блокировать развитие конфликта можно на стадии его возникновения. Один из эффективных способов блокировки конфликта - переведение его из плоскости общения в плоскость действия. Например, в тот момент, когда вы заметили нарастание напряженности между двумя учениками, дайте им обоим какое-либо поручение);
  2. фаза реализации (страсти бушуют, участники возбуждены и всячески демонстрируют "силовые приемы". Желательно дать возможность каждому участнику отдельно выговориться);
  3. фаза затухания (конфликтующие исчерпал" силу и энергию. На этой стадии можно выявлять и устранять причины конфликтов, разрешать проблему).


2.Предвидение конфликта, то есть прогнозирование потенциальных конфликтов; прогнозирование поведения трудной личности в конфликте.


Остановимся подробнее на тактических приемах разрешения конфликтов. Они включают в себя общие рекомендации, особенности тактики несловесного поведения и способы ведения беседы.


А. Общие рекомендации.


При возникновении напряжения можно проявлять:


  1. Внимание к собеседнику;
  2. Доброжелательность, дружелюбие, расположенность, уважительное отношение;
  3. Естественность;
  4. Терпимость к слабостям собеседника;
  5. Сочувствие к нему, участие;
  6. Выдержку и самоконтроль;
  7. Спокойный тон;
  8. Лаконичность и немногословность.

    Необходимо строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или позитивную реакцию со стороны собеседника.
    Избегать личностных оценок, типа: "Я никогда не думала, что ты, оказывается, такая грубая". Для этого можно выразить свои чувства в словах: "Когда ты делаешь Х в ситуации V, то я чувствую Z (гнев, раздражение, агрессию, разочарование, грусть, радость, счастье, окрыленность, легкость, подъем, спокойствие и т.д.)". Большинство отмечает, что после этой фразы появляется спокойствие и трезвая оценка ситуации;
  9. Чуть затягивать ритм, темп беседы, если собеседник излишне взволнован или слишком быстро говорит;
  10. Попытаться мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в такое состояние;
  11. Попытаться почувствовать: "А каково было бы мне в том состоянии?";
  12. Помните, что порой нет правильных и неправильных позиций и ответов.

Б.Несловесное поведение:



  1. Дать выговориться, избегать того, чтобы перекричать или перебить;
  2. Внимательно выслушать;
  3. Сделать паузу, если собеседник излишне активен;
  4. Показать, что вы понимаете состояние собеседника (кивнуть, немного наклониться в сторону собеседника и т.д.);
  5. Уменьшить дистанцию, уравнять позиции (приблизиться, присесть, если надо, коснуться, может быть, улыбнуться).

В.Способы ведения беседы:



  1. Доброжелательно поприветствовать собеседника;
  2. Предложить сесть (причем садиться по возможности под острым или прямым углом к собеседнику, не слишком далеко от него, избегать между вами барьеров в виде стола, парты и т.д.);
  3. Сказать о своем самочувствии, состоянии, которые вызвали у вас слова собеседника?
  4. Сказать о состоянии и самочувствии собеседника;
  5. Обратиться к фактам (избегать эмоциональных оценок);
  6. Признать вину там, где она есть;
  7. Признать правоту собеседника в тех пунктах, где он несомненно прав;
  8. Дать почувствовать собеседнику, что вы понимаете, насколько важен вопрос, о котором он говорит;
  9. Подчеркнуть общность интересов, целей, задач с собеседником;
  10. Показать, что вы заинтересованы в разрешении проблемы;
  11. Разделить с собеседником ответственность за решение проблемы;
  12. Отметить, что вы доверяете собеседнику;
  13. Подчеркнуть лучшие качества партнера, которые помогут справиться с решением проблемы;
  14. Отметить значимость партнера, его место, роль в группе, сильные качества, хорошее отношение к нему со стороны других;
  15. Попросить у собеседника совета, как бы он поступил на вашем месте в этой ситуации.

 
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru