На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Достойный ответ на оскорбления  
|| Террариум *
==== *
Опубликовано: Сборник «Педагогика + ТРИЗ» № 5/2000.
1. Прием «Тот самый случай...»

Факт

Однажды знакомый композитора Пуччини, весьма посредственный молодой музыкант, язвительно сказал:

— Ты уже стар, Джакомо. Пожалуй, я напишу траурный марш к твоим похоронам и, чтобы не опоздать, начну завтра же.

— Что ж, пиши, — вздохнул Пуччини, — боюсь только, что это будет первый случай, когда похороны освистают. (2, с. 22.)

Теория

1. Начало. Обидчик имеет недобрые намерения к Герою.

2. Унижение. Обидчик обозначает обидный для Героя признак и далее говорит об организации действий, связанных с обозначенным признаком.

3. Достойный Ответ. Герой говорит: «Это будет тот самый случай, когда...» и далее снижает оценку за качество результата деятельности Обидчика.

Пример
— Ты еще зеленый, придется мне тебя поучить.
— Это будет тот самый случай, когда ученик будет заведомо знать больше своего учителя.

Упражнение
Достойно ответьте на оскорбление:
— У тебя такая дырявая память, что мне самой придется собирать тебя в дорогу.

2. Прием «Дочерняя аналогия»

Факт

Гуляя по парку, Иван Андреевич Крылов услышал в свой адрес:

— Вон идет большая туча.

Великий русский баснописец, никогда не отличавшийся изящной фигурой, ответил:

— То-то лягушки расквакались. (Радиопередача «С добром утром»)

Теория

1. Обидчик имеет недобрые намерения к Герою.

2. Обидчик выделяет признак Героя и, используя этот признак, делает обидное для Героя сравнение (объект № 1).

3. Герой сравнение № 1 принимает и, аналогично действуя, сравнивает Обидчика с объектом № 2, который совершает действие, зависящее от наличия объекта № 1.


Пример
— Ну и дубовые же у тебя мысли.
— Свиньи всегда шумно реагируют на плоды дуба.
Упражнение
Достойно ответьте на оскорбление:
— Ты всегда ешь, как свинья.

3. Прием «Критикан в одиночестве»

Факт

Когда Джузеппе Верди закончил оперу «Трубадур», он пригласил одного из приятелей, видного критика, и ознакомил его с некоторыми важнейшими фрагментами оперы.

— Ну, как? — спросил композитор.

— Если быть откровенным, то мне все это кажется очень плоским и невыразительным.

Обрадованный Верди тотчас же бросился ему на шею:

— Как я Вам благодарен, как счастлив! Ведь если произведение не понравилось Вам, то оно, несомненно, понравится публике. (2, с. 14.)

Теория

1. Герой создал какое-то творение.

2. Обидчик намеренно дает отрицательную оценку этому творению.

3. Герой выражает свое удовольствие по поводу оценки Обидчика, объясняя свою радость тем, что отрицательная оценка Обидчика означает положительную оценку остальных.

Пример
— Ну и отвратное печенье у тебя получилось.
— Как я рада. Если оно не понравилось тебе, то непременно понравится гостям.
Упражнение
Достойно ответьте на оскорбление:
— Этот текст для выступления перед мухами, а не перед зрителями.

4. Прием «Шедевр из чего угодно»

Факт

Французского композитора Жанна Филиппа Рамо упрекнули в том, что для создания своих опер он обращается к услугам посредственного либреттиста.

— Дайте мне официальный протокол, и я сделаю из него оперу, — усмехнулся композитор. (2, с. 4.)

Теория

1. Герой создал творение. Обидчик желает снизить ценность этого творения.

2. Обидчик говорит, что Герой использует для своего творчества некачественные средства.

3. Герой утверждает, что, используя даже худшие средства, он все равно создаст шедевр.

Пример
— Какие дешевые краски на твоей картине.
— Дай мне хоть уголь, и я нарисую картину, достойную Лувра.

Упражнение
Достойно ответьте на оскорбление:
— Современный человек, а пользуешься допотопной ручкой.

5. Прием «Сомнение»

Факт

Сказочник Андерсен был очень беден. Раз он шел по улице, а навстречу — один богатый литератор. Узнал Андерсена и говорит:

— Господин Андерсен, неужели то, что у вас на голове, вы считаете шляпой?

Шляпа у сказочника была действительно старая и на шляпу не похожая. Андерсен не растерялся и ответил:

— Господин такой-то, а неужели то, что у вас под шляпой, вы считаете головой? (1, с. 144.)

Теория

1. Обидчик имеет недобрые намерения к Герою.

2. Обидчик выделяет принадлежность Героя и выражает сомнение относительно ее ценности. При этом Обидчик называет место размещения принадлежности Героя.

3. Обидчик имеет аналогичную принадлежность. Герой отвечает вопросом: «А вы считаете, что…» и далее выражает свое сомнение относительно ценности самого места размещения соответствующей принадлежности у Обидчика.

Пример
— Неужели ты считаешь, что у тебя на ногах джинсы?
— А то, на чем у тебя джинсы, ты называешь ногами?

Упражнение
Достойно ответьте на оскорбление:
— Ха, считаешь, что твои извилины дарят миру умные мысли?

6. Прием «Зеркало»

Теория

Одна ученица — другой:

— Идиотка!

— Люблю самокритику. (Ситуация на школьной перемене.)

Теория

1. Обидчик имеет недобрые намерения к Герою.

2. Обидчик напрямую говорит Герою оскорбительное слово.

3. Героем оскорбление формально принимается, а оскорбляющее слово становится характеристикой Обидчика и обоснуется.

Пример
— Болван!
— Интересно слушать людей, которые так любят вслух произносить свое имя.

Упражнение
Достойно ответьте на оскорбление:
— Старая кляча!

Возможные достойные ответы на унижения

Прием «Тот самый случай».

— У тебя такая дырявая память, что мне самой придется собирать тебя в дорогу.

— Это будет тот самый случай, когда в чемодане не найдешь ни одной нужной вещи.


Прием «Дочерняя аналогия».

— Ты всегда ешь, как свинья.

— То-то жужжит назойливая муха.


Прием «Критикан в одиночестве».

— Этот текст для выступления перед мухами, а не перед зрителями.

— Прекрасно! Когда я слышу подобный отзыв, мои выступления проходят на ура.


Прием «Шедевр из чего угодно».

— Современный человек, а пользуетесь допотопной ручкой.

— Будь у меня гусиное перо — написал бы бестселлер.


Прием «Сомнение».

— Ха, считаешь, что твои извилины дарят миру умные мысли?

— А ты считаешь, что твои мысли дарят миру умные извилины?


Прием «Зеркало».

— Старая кляча!

— Тсс! Воспитанные люди так громко о себе не говорят.


Литература
1. Кленицкая И. Я. Читаем вместе. — М.: «Знание», 1988.

2. Коробочкин Н. П. Музыканты шутят. — М.: «Росмузинформ СК», 1990.


Автором разработки «Достойный ответ на оскорбление» стал ученик 7-го класса — один из членов детского кружка «ВОСХОЖДЕНИЕ». Работа была сделана в 1993 году. И вызвала очень разные отзывы. Одни говорили, что материал усилит арсенал негодяев и циников; другие утверждали, что каждый человек вправе знать, какими приемами он может быть унижен и как ему защищаться. Мы присоединяемся к мнению последних.
(Руководитель кружка «ВОСХОЖДЕНИЕ»
Марат Гафитулин)
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru