 |
|
 |
 |
 |
В моей семье разгорелась жестокая полемика по поводу фильма "Общество мертвых поэтов", чьи оскаровские лавры были низложены родителями. Мне представляется возможным представить мнение трех людей разного возраста, рода деятельности, в общем-то, разных жизненных установок (мама, папа, я). Потому что зрителей одинаковых нет, естественно, и каждый вынесет для себя свою "истину" из этих фильмов.
Начать хотелось бы с себя…Проблему главного героя (Нила) я приняла очень близко к сердцу и, конечно же, рыдала в финале. Я примерила ее на себя. Учась в выпускном 11 классе и, будучи выдающейся ученицей, только по любимой литературе, я не занималась с многочисленными репетиторами, не ходила на подготовительные курсы и вплоть до июня не знала чего я хочу от жизни и в какой вуз все-таки надо идти. НО зато я едва ли не каждый день посещала мою любимую театральную студию "Мост", в которой достигла успеха на вокальном поприще, где мне открылись совершенно неизвестные мне доселе черты (положительные) моего характера и, конечно же, таланты.
И вообще я считаю, что многому хорошему и верному, что во мне есть, я обязана именно моему пребыванию в студии и Эмме Моисеевне Левиной (гимназия №56).
И все было замечательно, когда я была на репетициях и просто ужасно, когда я возвращалась домой.
Чего только я не выслушала в адрес своей безответственной персоны, которая совершенно не думает о будущем. И вот побывав в такой ситуации (мне до сих пор не могут простить того, что учусь не там, где захотела мама) я трепетно отнеслась к конфликту Нила и его отца.
До просмотра этого фильма я еще сомневалась в правильности моих действий. Хотя прошло уже два года, после окончания школы, но я продолжала участвовать в школьных постановках, все так же выслушивая язвительные замечания.
После "Общества мертвых поэтов" все в моей голове встало на свои, как мне кажется, места. Трагический финал убедил меня в том, что никогда нельзя сдаваться (самоубийство мальчика я расцениваю именно как уход от неминуемой расплаты). Выход всегда есть, необходимо трезво оценивать свои силы, необходимо понимать всю меру ответственности за то, что ты делаешь, необходимо принимать взвешенное решение, а не полагаться на кого-то эфемерного спасителя.
Так же фильм дал мне возможность понять и то, что для каждого человека необходимо творческое раскрепощение и свобода самовыражения, потому как без этого, мне думается, не может быть сформирована полноценная личность.
Теперь мой папа (48 лет, преподаватель истории и обществознания гимназии 56, эксперт международной программы "Дебаты", старший преподаватель двух кафедр в двух вузах), который также не остался равнодушен к фильму. "Общество мертвых поэтов", понятное дело, он во многом смотрел как профессионал с 24летним стажем, с опытом работы и со школьниками, и со студентами, причем больше половины из этих лет он проработал исключительно со старшеклассниками - ровесниками героев фильма, в том числе и со мной.
Поэтому в этой картине главная проблема для него, прежде - всего проблема ответственности педагога. "В отличие от поэта, сказавшего: "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется ", учитель в состоянии это сделать, более того ему необходимо продумать это применительно к конкретной личности и конкретной группе - ведь невозможно наладить сколь-нибудь эффективное взаимодействие, не зная возрастных и индивидуальных возможностей учащихся".
Ему симпатична идея Китинга о развитии мышления, самостоятельности поиска и самовыражения, но ему показалось странным, что, имея опыт преподавания в Британии, учитель не учел такой фактор как юношеский максимализм, весьма поверхностно отнесся к отношениям с родителями, которые складывались весьма драматично, а закончились трагически. Будучи историком, он сразу же вспомнил о фильме "Завтра была война", где сходная проблема разворачивается в несколько иных обстоятельствах. Однако в этой картине педагог не отстраняется, пуская события на самотек, но показывает пример принципиальности, последовательности и готовности отвечать за свои слова и действия, прийти на помощь своим ученикам.
Мама (38 лет, преподаватель музыки по образованию, "нашедшая место в рыночной экономике" в качестве парикмахера) воспринимала эти фильмы, прежде всего, как родитель. Для нее Китинг является, прежде всего, провокатором, который, желая самовыразиться и самоутвердиться, делает это, безответственно играет судьбами доверенных ему детей.
Особенно жестокой критике подверглась финальная сцена фильма.
"На парты залезли те, кому нечего терять, кому не нужно утверждаться и самим пробивать себе дорогу, чьим родителями было легче обеспечить благополучное будущее своих чад, чем родителям Нила". Так проблема ответственности педагога состоит в том, чтобы он занимался прямым своим делом, т.е. преподаванием предмета.
Как мне показалось, главное, что вынесла мама для себя из этого фильма - диагностируй своего ребенка на предмет наличия "вредных" идей. Именно поэтому мама согласилась с нами только в одном - в оценке фильма Ю. Кара с точки зрения Ответственности перед детьми.
Таким образом, при наличии разных точек зрения в столь малой социальной группе как наша семья, я пришла к выводу о том, что в педагогике важно все: учит слово, жест, поступок. Здесь нет мелочей. Посмотрев оба фильма, своеобразно обсудив их с родителями и сопоставив наши мнения и впечатления я сформулировала следующие "правила":
- Свобода это не только естественное право, но и огромная ответственность;
- Свобода самовыражения важна, но она не должна становиться самоцелью;
- Взрослость проявляется не в готовности пойти на конфликт с родителями, а в готовности отвечать за свои поступки;
- Личный пример важен и результативен лишь тогда, когда он принципиален, последователен и доведен до логического завершения.
|
|
 |
 |
|
 |
|
 |
 |
|
 |