 |
|
 |
 |
 |
Однажды мне довелось приехать в гости к новым знакомым и, пока у взрослых шла подготовка к традиционному застолью, трехлетний Дима взялся меня развлекать.
Мы степенно беседуем, я вкратце рассказываю ему, что живу в Петербурге. Он уважительно слушает. А потом говорит:
- Знаю, знаю. Это очень большой город, и красивый. Мне папа рассказывал.
Как воспитанный человек, тут же приглашаю его в гости – посмотреть Петропавловку, погулять по Невскому проспекту, полюбоваться фонтанами…
Он с сожалением качает головой:
- Нет, не поеду я к вам… Ни за что!
Естественно, к такому повороту событий я не готовилась, а потому растерянно спрашиваю:
- А почему?
Он обстоятельно поясняет:
- А потому, что я не хочу, чтобы меня там ВОСПИТЫВАЛИ.
Слово «воспитывали» Дима произносит четко, весомо, осознанно. Чувствуется, предмет беседы ему хорошо знаком…
- А кто же тебя там воспитывать собирается? – интересуюсь я, пытаясь защитить ни в чем не повинный город, обвиненный в педагогических излишествах.
И Дима мне просто говорит:
-Вы.
В это время в комнату входит мама Димы и столбенеет от услышанного диалога. Но любопытство наше обоюдное сильнее. И мы обе замираем в ожидании дальнейших пояснений.
- Я?! – переспрашиваю, не веря своим ушам и перевожу взгляд на маму «протестанта». Моя подруга отрицательно трясет головой – мол, ни боже мой, никогда я этого ему не говорила…
Дима терпеливо уточняет:
-Ну, Вы вот кто? Вос-пи-та-тель-ни-ца. Мне про Вас так мама сказала. Что Вы детей и студентов учите. Значит, Вы – воспитательница. А воспитательницы всех ВОСПИТЫВАЮТ. Но я же не все. Я НЕ ХОЧУ, чтобы меня кто-то ВОСПИТЫВАЛ. Меня и так в садике воспитывают. И дома тоже.
Бедный ребенок! Трехмесячного пребывания в садике ему оказалось достаточно, чтобы сформировать четкое представление об образе воспитателя. И образ этот чересчур привлекательным не назовешь.
(Интересно, как на это наука педагогика посмотрит? Не хотят ее «объекты» и даже «субъекты» подвергаться очаровательному педагогическому процессу. Еще Лев Толстой, кажется, замечал, что ни одно воспитание не отобьет у человека желание быть счастливым).
Я торжественно обещаю Диме, что не буду его воспитывать ни при каких обстоятельствах, и он вроде бы верит мне на слово…А о приезде в Питер обещает подумать…
Но проблема общественного образа современного учителя остается.
И с этим нужно что-то делать.
Собственно, представители разных профессий имеют свой имидж. В обществе по-разному относятся к милиционерам и служителям церкви, налоговым инспекторам и врачам, бизнесменам и бомжам. Я не говорю о сфере обслуживания, особенно советского периода, когда психологическую характеристику человеку было проще всего дать, назвав лишь его профессию.
Но учитель – это не бармен, и его образ имеет непосредственное влияние на сам предмет его труда – развитие человеческой личности.
Итак, каков же этот образ сегодня?
Оставим в покое анекдоты, байки и прочие народные творения в стороне. Хотя, как известно, именно в этих произведениях устного народного творчества ярче всего проступает образ и школы, и учителя.
Обратимся к самому прогрессивному на сегодняшний день средству изучения общественного мнения – к интернетному сообществу, где собралась самая, смею надеяться, образованная и неравнодушная часть современных родителей.
Они действительно заботятся о развитии своих детей.
Они тщательно выбирают школу.
Они изучают законы и пытаются отфильтровать окружающую среду, в которой растет их ребенок.
Казалось бы, такие родители должны радоваться встрече с профессиональными педагогами, которые иногда тоже появляются на форумах.
Но…Почему-то они не радуются.
Мне, к примеру, пришлось почти контрабандным путем завоевывать доверие уважаемой виртуальной публики.
Поначалу, когда я представилась как человек, имеющий непосредственное отношение к педагогике, общественность отреагировала с подозрением. И в моих сообщениях стали выискивать авторитарность и предвзятость, желание «выгородить учителей», всех «построить под одну гребенку» и «осчастливить» с помощью кнута и пряника. А уж слово «социализация» вызывала у родителей просто-таки панический ужас, хотя никто из присутствующих толком не знал, что же оно на самом деле обозначает.
Пришлось пойти другим путем и поменять ник (то имя или псевдоним, которым ты подписываешься при виртуальном общении).
Так я стала «обычной мамой», обеспокоенной судьбой и собственного ребенка, и отечественного образования. И довольно быстро мой авторитет возрос, а мои высказывания теперь называли взвешенными и мудрыми: «авторитарность» превратилась в «уверенность в выбранной стратегии воспитания», «предвзятость» - «точкой зрения», «выгораживание учителей» - «справедливостью по отношению к обеим сторонам», а «строительство под одну гребенку» - «развитием социальных навыков».
Как странно! Стоило только обрести статус обычного человека, и веса в моих словах прибавилось. А ведь я раньше так гордилась своей профессией, считая её самой уважаемой в мире. Все-таки Учитель рождает Общество…Или наоборот?
Конечно, люди не виноваты в том, что слово «учитель» вызывает у них страх «быть обученным». Причем, без согласия на это.
Вы замечали иногда вот какую особенность: если в общественном месте при возникновении неоднозначной ситуации находится человек, который «знает, как правильно» - этот человек наверняка окажется учителем.
Однажды я даже получила комплимент – когда на какой-то крупномасштабной конференции, где собрались представители разных гуманитарных профессий, коллеги удивленно сказали: «О! Надо же, а Вы совсем не похожи на педагога!». Как будто быть похожим на педагога – неприлично.
Как же так? Тысячи уважаемых и неравнодушных к своему делу людей стараются дать детям возможность состояться как личностям, читают им стихи и объясняют механизм действия законов природы, проводят вечера, не отрывая головы от стопки тетрадей, ходят в походы в свое законно-свободное время, вытирают малышам носы и мирят поссорившиеся Индивидуальности...
Я помню свою тетю, преподававшую в школе иностранный язык, у которой дома вечно собирались ученики ее класса. Потому, что другого места для общения у них не было.
Я помню бесконечное кипячение чайников (выпивались вмиг!), разговоры, «капустники», даже танцы. Тетина дочка просто-таки выросла «на руках» у ее учеников, и до сих пор они звонят своей учительнице и поздравляют с праздниками.
И все-таки… Почему же представителей нашей профессии иногда называют «училками», «воспиталками", «мегерами», а, бывает, и вовсе неприличными словами?
Как-то на лекции студенты задали мне вроде бы простой вопрос: «Откуда берутся «училки»?» И я поняла, что ответить на него быстро у меня не получится…
Самое интересное, что родители, в общем-то, хотят для своих детей не так уж и много: чтобы на них не кричали; чтобы относились уважительно; чтобы советовались и позволили принимать участие в решении проблем, касающихся образования их ребенка.
Родители готовы обойтись без бассейнов и евроремонта, и даже учебники готовы купить сами. Они могут принести в школу кучу цветов для озеленения классов, вымыть окна и организовать экскурсии. Но заставить учителя перестать кричать или унижать ребенка публично они НЕ МОГУТ!
И, мне кажется, вот это самое родительское бессилие и выражается в настороженном отношении ко всем педагогам.
Учитель априори выступает для них как агрессор, страшный своей непредсказуемостью.
Что происходит за стенами школы – зачастую остается тайной. Родители боятся туда заглядывать. Дети боятся рассказывать. Администрация пытается примирить всех. Теми же авторитарными методами.
Как говорил У.Черчилль, школьные учителя обладают такой властью, о которой премьер-министры могут только мечтать…
Другой политик заметил, что власть человека развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно.
Как же родители пытаются противостоять этот тотальной власти над их ребенком, если учитель использует ее «не по назначению»?
Анализ родительской аудитории, занятой обсуждением своих школьных проблем в Интернете, показал, что, как правило, выбор делается между двумя полярными способами: задарить учителя и «раздавить».
Одна мама рассказала на форуме, что догадалась до комбинированного варианта: сначала подарила дорогую ручку, а потом начала «разбираться». Виртуальная общественность вволю насладилась ответным унижением педагога. Как будто в лице этой мамы все сочувствующие родители наконец-то взяли реванш.
Но почему невозможен третий и, казалось бы, самый простой вариант - диалог? Да, тот самый, о котором устали писать диссертации и издавать книги по гуманистической педагогике.
Где он, этот диалог в современной школе? Кто его должен начинать? Кому он нужнее?
Как показывает мой опыт, родители всеми способами пытаются достучаться до сердца педагога. Хотя тот страх, который они испытывают перед таким разговором, гораздо больший, чем когда они идут на «ковер» к начальнику. Увы, память о своих школьных годах у них еще не выветрилась. И им, так же, как и их детям, от педагога требуется ПОДДЕРЖКА.
Вот как раз в этом случае – требуется.
В отличие от общественного транспорта, где педагоги проявляют свою инициативу самостоятельно.
Но учитель продолжает смотреть на родителей сверху вниз. И, чем родитель компетентнее и активнее, чем больше «вмешивается» в образовательный процесс, тем он «неудобнее» школе.
Опять парадокс. В том смысле, что школа мечтает распоряжаться ребенком по своему усмотрению, как будто ребенок – сирота.
О родителях вспоминают чаще всего только тогда, когда нужно внести очередной «спонсорский взнос» на нужды школы. И родители безропотно платят. Наверное, больше – за спокойствие. Редко кому хочется прослыть «скандалистом», да еще на очередном собрании получить прилюдно намек на свое «плохое поведение».
Об учительских манерах стоит поговорить отдельно.
Извините, не удержусь: тема уж очень актуальная.
Каждый год мои студенты старших курсов проходят практику в образовательных учреждениях города. И потом пишут обстоятельные ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ отчеты о том, чему же они научились в школах, что интересного видели.
Каждый год мои первокурсники пишут эссе о тех учителях, которые им запомнились. Мы пытаемся создать образ уважаемого учителя, чтобы был, так сказать, маяк для их профессионального роста.
Что же получается на деле?
Я не знаю, смеяться или возмущаться тому, что происходит на этих самых «полях», где «сеют разумное, доброе, вечное»...
Как бы вы расценили привычку учительницы варить макароны в лаборантской, бегая туда-сюда, чтобы они не переварились, пока у доски отвечает ученик? Или бить первоклашек указкой по пальчикам, за то, что пальчики у малышей такие непослушные? Или – публично сказать ребенку, что он никогда не научится говорить быстро, потому что у него «заячья губа»?...
Вроде бы все мы знаем, что есть в одиночку, когда перед тобой ДЕТИ, (возможно, тоже не сытые) – неэтично; что не слушать, когда человек говорит – невежливо. Ну, а публичное подчеркивание физических недостатков недопустимо ни с какой стороны.
Но ведь – допускают. Кричат. Унижают. Чавкают на уроках, прихлебывая кофе.Вос-пи-ты-ва-ют.
Удивительно ли, что не хочет общество себе таких невоспитанных воспитателей?
Удивительно ли, что контр-меры родителей тоже не всегда отличаются этикой? Как говорится, чему научили, то и пожинаем. Замкнутый круг?
Но лично мне обидно – и за учителей, и за профессию. И за слово «воспитание», которое «вос – ПИТАНИЕ», питание и взращивание.. Однако у общества оно вызывает протест и аллергию. (Вспоминаю случай, когда одна студентка, находясь на последнем месяце беременности, заявила мне с вызовом: «Знаете, а я своего ребенка ВОСПИТЫВАТЬ не собираюсь. Пусть растет свободным!»)
Я встречала в своей жизни замечательных Учителей, от которых получила несколько действительно сильных Уроков. Если они пытались меня ВОСПИТЫВАТЬ тогда – слава Богу! У них это получилось замечательно.
И мои студенты пишут не только о неприятных моментах, увиденных в школе, но и об удивительной мудрости и отзывчивости педагогов, их желании поделиться профессиональным опытом.
Пишут о творческих людях, для которых работать в школе – счастье.
Одна моя знакомая учительница вот уже второй год не может перейти на другую, хорошо оплачиваемую работу, потому что ее тянет к детям. И связь эта уже не формально-служебная, а глубоко личностная, когда твоя жизнь вплетена в десятки других жизней…
Чем можно заменить ту благодарность, которую видишь в глазах своих учеников?
Но вот общество в целом этой благодарности к представителям нашей профессии почему-то не чувствует…
Значит, это МЫ его так плохо воспитали? Значит, ответственность за это лежит все-таки на нас, педагогах?
Хотелось бы надеяться, что эти заметки прочитает та самая невежливая учительница, которая на днях публично унизила ребенка с физическим недостатком. Может быть, она поймет, что своим Поступком она ТОЖЕ внесла лепту в формирование (или воспитание?) общественного мнения, вызвав слезы у ребенка и затаенную обиду его родителей. Как она потом аукнется, эта боль? Кому? Какими словами будет вспоминать ребенок свое школьное детство?…
…А Дима к нам все-таки приехал. И, кажется, реноме мое и города было полностью восстановлено. Смею надеяться, что и учительское – тоже. Все-таки мне очень хочется, чтобы образ учителя был Человеческим. А вам?
|
|
 |
 |
|
 |
|
 |
 |
|
 |