На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Использование интернета в образовательном процессе  
|| Публикации *
==== *
Опубликовано: Интернет - это интересная педагогика/В диалоге с семьей. Серия "РОСТ" N 24(2004). Изд-во СПб ГДТЮ, 2004. C.13-19.
Когда Интернет вошел в нашу жизнь, человечество в целом и педагогика в частности, еще не представляли себе реальных возможностей этого средства коммуникации. И если поначалу сетевое сообщество состояло в основном из специалистов в области информационных технологий, то сегодня во «всемирной паутине» обитают люди разных возрастов, профессий и интересов. Каждый ищет там свое.
Что же ищут там родители?

Собственно, было бы довольно опрометчиво говорить о родителях (или о семье) как о неком обобщенном понятии. Современные семьи отличаются друг от друга и материальным положением, и мировоззрением, и возможностями для саморазвития. Пожалуй, никогда еще в истории России наше общество не отличалось таким многообразием. Однако те люди, которые стали пользователями интернета, имеют одно общее качество – это люди активные и социально мобильные, они пытаются использовать все возможности, предоставляемые цивилизацией, они любопытны и очень хотят учиться.

Анализ запросов этой прогрессивной публики позволяет разделить их интересы на 4 категории:

-информационные (как правило, это поиск официальных документов, разных полезных для жизни сведений и информации справочного характера, а также различные книги, электронные версии журналов и новостные сайты)

-коммуникативные (общение на форумах и чатах; поиск новых друзей и партнеров по бизнесу, дискуссии с официальными лицами и консультантами в разных областях знаний)

-дидактические (поиск методических материалов образовательного характера; отработка различных навыков в режиме он-лайн, дистанционные курсы, образцы документов и т.д.)

-развлекательные (сюда можно отнести все компьютерные игры, викторины, конкурсы, виртуальные олимпиады и соревнования, психологическое тестирование и другие интерактивные развлечения) .

Любому образовательному учреждению вполне по силам удовлетворить хотя бы часть этих запросов.

Каким образом можно это делать?
Это может быть как локальная и бессистемная работа от случая к случаю, в зависимости от обстоятельств и возможностей педагогов, так и глубоко продуманная стратегия, направленная на развитие сотрудничества с семьями, а значит, и повышение качества образования ребенка.

Второй вариант представляется гораздо более продуктивным, так как он позволяет развиваться и самому образовательному учреждению (прогнозировать свою дальнейшую траекторию) и сделать родителей приятными союзниками.

Причем, не только в организации досуговой деятельности, а в сотрудничестве более широкого плана. Не секрет ведь, что одна часть родителей готова принимать участие в конкретных мероприятиях, а другая может участвовать лишь пассивно, помогая по мере своих возможностей и сил.

Итак, рассмотрим эту систему подробнее.
В качестве основы возьмем разработанную ранее идею о логике построения сотрудничества образовательного учреждения и семьи. Изобразим ее в виде схемы.
(Источник: Хоменко И.А.Основные направления взаимодействия семьи и школы /Директору школы о сотрудничестве с родителями./ Под ред. Роботовой А.С., Шапошниковой И.Г., Хоменко И.А. М.: «Сентябрь», 2001.)



Кратко поясним представленную схему.
Предполагается, что изучению и информированию должны подвергаться ВСЕ родители, а вот контингент следующих по ступеньке направлений определяется на основе изучения запросов родителей. В результате появляется информация о наиболее активных родителях (явно заинтересованных и располагающих временем), готовых принимать участие в совместной деятельности. Естественно, что привлечение родителей к сотрудничеству должно быть адресным и посильным для семьи.

Кроме того, воспринимая помощь родителей как обязанность, само образовательное учреждение не всегда задает себе вопрос: а чем оно может быть полезно самим родителям? Как оно может помочь семье стать компетентной в выборе образовательного маршрута ученика, в подборе средств его освоения, в самообразовании родителей как воспитателей своих детей? Известно, что компетентная поддержка родителей значительно облегчает выполнение педагогами своей задачи, сохраняет и физические, и психологические ресурсы всем. Однако чтобы такую поддержку получить, необходимо приложить некоторые усилия для помощи самим родителям.

Как отмечалось выше, образовательный уровень современных родителей достаточно высок, они родители охотно учатся и переучиваются, многие осваивают новые профессии или постоянно повышают свою квалификацию. Очень часто взрослые не в состоянии помочь своему ребенку не из-за лени, а из-за плохой информированности о том, что и как конкретно требуется сделать и какую пользу и конкретный результат принесет то или иное мероприятие.

Поэтому наиболее важными механизмом в создаваемой системе нам представляются два направления деятельности образовательного учреждения: изучение и информирование. Именно с помощью них возможно «запустить» механизм привлечения родителей к совместной деятельности.

Здесь очень важно наличие обратной связи с общественностью, представление о той реакции, которую вызывают те или иные ваши шаги; о том отношении, которое возникает после ваших действий.

Еще один фактор, позволяющий активизировать участие родителей в жизни школы – это рост числа домохозяек, занимающихся только воспитанием детей. Те мамы, которые выбрали воспитание ребенка в качестве своей основной социальной деятельности, как правило, очень внимательно относятся к успехам своих детей, ждут от педагога советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни.

Таким родителям особенно необходимо внимание со стороны педагогов, так как они могут быть своеобразным инициативным ядром любых мероприятий.

Таким образом, при проектировании сотрудничества с родителями складывается как минимум два направления:

1 - работа, направленная на помощь родителям и развитие определенных умений (качеств) у детей

2 - работа, направленная на стимулирование (получение) помощи от семьи.

Если эти направления выстроены грамотно и находятся во взаимосвязи, можно говорить о том, что система существует, и что ресурсы семьи используются максимально.

Как же можно использовать интернет для реализации этих целей?


Информирование родителей через интернет.
Создайте специальную рассылку, которая будет помогать родителям быть в курсе всех мероприятий, которые происходят в городе или вашем учреждении. Для этого необходимо всего лишь собрать их электронные адреса и регулярно и заблаговременно (например, раз в две недели) сообщать членам семьи о каком-то событии или достижении. Основной девиз здесь – «Все, что вы узнали сами – расскажите родителям!».
Как показывает практика, если родители больше знают о том, каких успехов добились дети или педагоги, их интерес к образовательному учреждению существенно повышается.
Естественно, информация о достижениях конкретного ребенка – это информация приоритетной важности. Однако не следует превращать электронную переписку в книгу жалоб. Тогда родители будут читать ваши письма с хорошим настроением.

Итак, 4 принципа эффективного информирования родителей посредством электронной почты:
-актуальность
-конкретность
-позитивность
-регулярность.

Просвещение родителей через интернет
Оптимальный вариант такой работы – создание специального сайта для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания, разработанные вашими специалистами.
Помимо этого, на сайте можно размещать информацию о новых книгах и новых спектаклях, издаваемых законах и созданных программах. Главное, чтобы у родителей была возможность обращаться к первоисточникам вашей деятельности. Очень много вопросов правового характера можно снять, опубликовав необходимые сведения для всеобщего обозрения.
Если нет возможности создать целый сайт, включите в электронную рассылку статьи и памятки психолого-педагогического и юридического характера.

Консультирование родителей через интернет.
Интернет-консультации – важный рычаг для повышения родительской активности, так как здесь устанавливается обратная связь с ними и есть возможность отследить и характер проблем родителей, и уровень их удовлетворенности вашей деятельностью, и обсудить перспективы развития.
Кроме того, немало родителей сами много знают и умеют, и именно они могли бы стать консультантами в какой-то области. Помимо чисто методической пользы, с помощью данного метода вы можете и найти соратников, и создавать реальные сообщества.

Обучение родителей через интернет
Строго говоря, это направление можно назвать учебно-методическим сопровождением семьи. Если ваши специалисты способны оказать родителям именно такую поддержку с помощью дистанционных методов, обе стороны могут сэкономить много времени. Педагогу необходимо лишь понять, в освоении каких навыков нуждается конкретный родитель и помочь ему стать для своего ребенка и другом, и «массовиком-затейником».

Совместная деятельность с родителями через интернет.
Естественно, такая деятельность имеет как минимум два аспекта: проектный (когда вы можете обсуждать с родителями то или иное мероприятие, обмениваться вариантами сценариев и викторин по электронной почте или через форумы) и реальный (когда вы встречаетесь в конкретном месте и совместными силами проводите то или иное мероприятие.)
Само мероприятие тоже может иметь как реальный, так и дистанционный характер: например, конкурс домашних страничек, викторины, виртуальные путешествия по музеям мира или сетевая компьютерная игра между разными семьями.

Итак, обозначим преимущества интернета, которые следует учитывать при организации работы с родителями.

-Дистанционные методы позволяют проинформировать гораздо большее число «занятых» родителей, которые не всегда имеют возможность посещать собрания и различные школьные мероприятия.

-Родители, работающие с использованием интернета, становятся более активными участниками школьной жизни, так как в любой момент вы можете связаться с ними по электронной почте – буквально, по несколько раз в день.
Также они помогут помочь вам в вашей работе – например, подберут материал для стенгазеты или сценарий для праздника; подготовят поздравительные письма и распечатают информацию о новых законах, опубликованных на официальных сайтах.

-Интернет позволяет общаться дистанционно – в рамках форумов или электронных писем. В этом случае у вас появляется шанс познакомиться с более искренними оценками вашей деятельности или вовремя получить важный сигнал.

-С помощью интернета вы существенно сокращаете временнЫе затраты, - ведь не обязательно собирать традиционное родительское собрание, если многие вопросы можно решить путем переписки с родителями по электронной почте. Можно также согласовать время той или иной встречи или уточнить характер требований к экзаменам, расписание занятий или консультаций с педагогами. В некоторых зарубежных школах на своих сайтах учителя вывешивают домашние задания или список литературы, которую дети обязаны прочитать за лето – так родителям гораздо легче контролировать успеваемость своих детей.

-Сетевое взаимодействие открывает широкий доступ к сотрудничеству с людьми из разных городов и стран, что, несомненно, расширяет как профессиональные, так и дружеские связи.
Это – хорошая возможность найти единомышленников и организовать широкомасштабные акции среди детей и подростков. Кроме того, такая деятельность под контролем взрослых позволяет удовлетворить потребности детей в «общении» с компьютером и научить их сетевой безопасности. Именно взрослые могут помочь ребенку видеть в интернете не только источник развлечения, но и источник самообразования и самообучения.

-С помощью интернета можно заниматься коллективным творчеством и коллективным планированием, индивидуальной работой с проблемными семьями (дистанционное сопровождение) и получением обратной связи.

Какие результаты можно при этом получить?


*создание определенных внутришкольных структур (органов самоуправления, Советов школы, комитетов, Пресс-центра и т.д.)

*создание документов, регламентирующих жизнь взрослых и детей в школьном пространстве

*повышение уровня социальной защищенности всех субъектов педагогического процесса, уровня удовлетворенности (характером взаимоотношений, качеством образования и т.д.) и уровня компетентности (педагогической – для родителей, методической – для учителей, образовательной – для школьников)

*повышение активности, ориентации на сотрудничество,

*формирование единого ценностно-смыслового пространства взрослых и детей, педагогов и родителей, школы и семьи в целом

*значительную экономию времени.

С помощью интернета дети и взрослые могут сделать намного больше, чем кажется на первый взгляд, ведь речь идет о приложении совместных усилий людей разного жизненного и профессионального опыта, объединения людей разных возрастных групп. Интернет – как раз такое средство, где возраст не играет решающей роли, а значит, велика возможность создать «префигуратирный тип культуры» (М.Мид), согласно которому взрослые учатся у детей и так называемый «конфликт поколений» превращается в реальное сотрудничество.

Например, на нашем сайте «Inter-Педагогика» ( www.inter-pedagogika.ru ) общаются и 14-летние подростки, и люди пенсионного возраста; русские, эстонцы и американцы; учителя и родители, педагоги и психологи. Интернет позволяет познакомиться с огромными художественными и творческими ресурсами, среди которых главное место принадлежит все-таки человеческому общению.
Ирина Хоменко
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru