На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
"Я хочу сказать "спасибо"...  
|| Публикации *
==== *
Журнал «Классный журнал 5+» 10/2000
Обычно в канун праздника принято дарить подарки… И мы как-то привыкли, что подарок должен быть обязательно материальным. Но верно ли это?
На мой взгляд, лучший подарок, который может получить учитель, это благодарность своих учеников.
Как часто, прощаясь с неожиданно повзрослевшими детьми, мы задаем себе извечный вопрос: «А что мы «посеяли» в них? С какими чувствами, знаниями и ценностями они уходят в эту взрослую жизнь? Что будут вспоминать, говоря о школе? Как примет их мир, и чья помощь в строительстве этой новой, ИХ жизни окажется самой существенной? Хотелось бы надеяться, что и наша – в том числе.

Говорят, что порядочного человека отличают две вещи: способность чувствовать вину и умение быть благодарным. Ну, про вину – понятно, в этом мы, как воспитатели, частенько преуспеваем. А вот научили ли мы детей выражать свою признательность другим? И за что они нас, в конце концов, ценят?

Однажды я спросила об этом своих студентов – первокурсников РГПУ им.А.И.Герцена. Так и родились эти небольшие сочинения под названием «Я хочу сказать «спасибо»…»

Итак, слово ученикам…

«Я хочу поблагодарить всех учителей моей школы N98 Калининского р-на. Эти люди сделали из меня настоящего человека. Я бы очень хотела относиться к людям так, как они относились к нам на уроках. Я могу написать о каждом нашем учителе много хороших слов. Конечно, гораздо проще раскритиковать человека. Я прекрасно понимаю, что у каждого нашего учителя были и положительные. И отрицательные качества, но нужно научиться ценить только хорошее. (Иванова Даша)»

*
«…Спасибо моей учительнице литературы Наталье Леонидовне Ганькиной ( школа N547 Красносельского р-на). …К ней на урок все шли с огромным удовольствием, и не только на урок, но и на все перемены и после уроков, и после окончания школы к ней постоянно приходят ее ученики….Лично я хочу быть хоть немного похожим на нее педагогом. На самом деле, это великая вещь, когда учителя так любят, но еще более великая вещь, когда у детей есть такой педагог. (Филиппова Юлия)»

*

«Я хочу сказать спасибо Галине Степановне Кашириной, учительнице английского языка 11 гимназии Василеостровского р-на, за ее любовь, увлеченность, тактичность, терпение к ученикам. Она умеет сделать свои уроки интересными, разнообразными. На одном уроке можно было и проверить заданные домой упражнения, выслушать мнения по поводу заданной темы, обсудить эту тему всем вместе, подметить недочеты или интересные стороны работ или доклада своих одноклассников и, конечно же, тактично высказать свое мнение…Для нашей учительницы важны были не наши оценки, а наши знания… (Демьянова Катя)»

*

«…спасибо Климовой Ольге Генриховне (школа N407 Пушкинского р-на) за то, что она всегда пыталась видеть во мне (во всех учениках) прежде всего личность, человека со своим миропониманием, своими мыслями и чувствами. За то, что она уважала мою точку зрения, хотя, может, и не была согласна со мной…За то, что она занималась с нами не только в школе, но много тратила своего свободного времени на поездки с нами в театры, музеи, на базы отдыха…Сомневаюсь, что наши родители занимались с нами больше, чем она. (Федосеева Елена)»

*

«Я хочу сказать огромное спасибо одному из самых замечательных учителей, преподавателю русского языка и литературы Козловой Любови Алексеевны (гимназия N63) за то, что именно она научила меня бороться с моей ленью. (Феофанов Павел)”

*
«Ольга Алексеевна Румянцева была моим классным руководителем на протяжении семи лет…Для нее никогда не имело значения, был ли ученик отличником или законченным двоечником: она ко всем относилась одинаково, сидела и разбирала задания до закрытия школы…За этим занятием разговор мог переходить на более личные темы, проблемы в школе, в семье, так как она всегда активно интересовалась обстановкой в семье и ее влиянием на ребенка…Я хочу сказать ей огромное спасибо, вед этот человек до сих пор является маяком моей жизни…(Иванова Юлия)»

*

«Спасибо Ольге Николаевне Долбилиной (гимназия N295 Фрунзенского р-на) за тот огонь жизни, за то пламя добра, за тот факел, который она зажгла в нас и который мы пронесем через всю нашу жизнь и передадим нашим детям…Спасибо за терпение, за любовь, за то желание жить, которое она в нас пробудила…(Мирошина Юлия)»

*
«Огромное спасибо – одной из любимых, талантливой и уважаемой преподавательнице литературы и психологии Агавеловой Анне Эдуардовне, работающей и по сей день в замечательной школе N27, которая не только дала мне хорошие знания предметов, но и вообще сильно повлияла на мое отношение к жизни и к людям вокруг. (Чернова П.)»

*
«Я очень благодарна Ежовой Людмиле Николаевне, завучу по немецкому языку школы N278, за то, что она не только обучала, но и воспитывала нас. Огромное спасибо нашей классной руководительнице Жуковской Ирине Викторовне (учителю химии) за то. что она не была равнодушна к ученикам. Не многие из учителей так искренне интересуются внутренним миром детей. (Богданова Элеонора)»

*
«За все три школы, которые я поменяла, я встретила только одного учителя, которому могла бы сказать спасибо. Повстречалась я с ней в 7-м классе, когда пришла в школу «Дипломат». Зовут её Елизавета Николаевна, она до сих пор работает в этой школе. Она привила мне любовь работе, к языку, а главное – она научила меня учиться. (Новоторжцева Вика)»
*

«Я хочу сказать спасибо моей самой любимой на свете учительнице литературы Фоминой Ирине Владимировне (школа N399) за то, что она помогла мне разобраться в своих чувствах и по-другому взглянуть на мир – понять непонятное. Она как ангел-хранитель подсказывала путь и была рядом (всегда!)…И еще – Бурдиной Татьяне Михайловне (школа N399)…Она научила меня мечтать…(Селезнева Маргарита)»


Однако не все сочинения были одинаково восторженны. Встретились и такие мнения:

«Среди моих учителей были самые разные люди – добрые и не очень, компетентные и некомпетентные, строгие и мягкие, талантливые и посредственные, любимые и ненавистные, странные и обыкновенные. Это были люди разных судеб и разных интересов, разных жизненных позиций. Странно, что вот уже 15 минут я не могу вспомнить ни одного имени, не правда ли? Я- неблагодарный ребенок? Может, просто невежливый человек? В чем здесь дело? Не знаю. Но говорить «спасибо» просто так я не умею. «Спасибо» для меня – такое же высокое слово, как и слово «Учитель».(Смелова Даша)»
*
«Я хочу сказать «спасибо» Министерству образования Российской Федерации за оказание мне услуг в образовательной сфере в течение многих лет. К сожалению, я не помню ни одного ФИО тех замечательных людей, которые меня образовывали, обучали, воспитывали, преподавали трудные уроки жизни в этой стране, начиная с первого класса общеобразовательной школы и по сей день. Эти люди были мне ближе родителей…(Башилов Владимир)»
*
«…большое спасибо учительнице педагогики Садовской Галине Васильевне . Она единственная, кто действительно интересовался нашим будущим, волновался и болел за нас…Все остальные учителя моей школы отвернулись от нас, выпустили и забыли. Теперь даже не пускают в школу на праздники, сразу обезоруживая вопросом:»А вы кто такие? Мы вас не знаем! Идите отсюда!» (Гордеева Юлия, школу мы не указываем)»

Ну, что ж…строго, зато честно.
Очень часто в сочинениях ребята писали и о своих прошлых ошибках, просили прощения у учителей за когда-то нанесенные обиды.

«…Спасибо моей классной руководительнице, учителю истории школы N600 Приморского р-на, Романовой Нэлле Аркадьевне за то, что она не только привила интерес и любовь к своему предмету, но и за то, что она относилась к нам, как к своим детям. Она всегда старалась нам помочь на сколько хватало сил, никогда нам не отказывала, всегда любила и любит нас такими, какие мы есть. Хочу сказать Вам спасибо за душевную доброту и понимание. Хочу попросить прощения за то, что мы иногда поступали не очень хорошо и заставляли Вас расстраиваться…Я благодарна судьбе за то, что Вы есть. Хочется сказать, что мы Вас очень любили, Нэлла Аркадьевна. ( Лещенко Оля)»

Оказалось, что ребята благодарят не только школьных учителей. Очень много слов признательности было высказано в адрес педагогов дополнительного образования, руководителей детских студий и театров. Эти люди способствовали становлению творческих интересов школьников, давали им возможность ощутить себя Созидателями, помогали определиться с профессиональными интересами и выбрать свой Путь.

«Я хочу сказать спасибо педагогу сольного пения Дворца Творчества Юных Зинченко Татьяне Васильевне за то, что она помогла раскрыться многим чертам моего характера, укрепила мою веру в собственные силы, в то, что можно добиться всего, что хочешь, если приложить немного усилий. Она помогла мне понять, что я по натуре боец, что смогу преодолеть все жизненные трудности. Хочу сказать ей спасибо за ее жизнерадостность, которой она поднимала дух своих учеников. Я всегда буду помнить ее обворожительную улыбку и то, что она учила улыбаться даже в самых трудных и безвыходных ситуациях. (Олещук Настя)»

*
«Я хочу сказать Спасибо своей первой и единственной учительнице по классу фортепиано Гавриловой Алле Сергеевне, работающей в Тосненской Детской Школе Искусств. За огромное доверие ребенку, за ненавязчивую работу по утончению моего мира и изменения его в сторону невообразимо прекрасного. За бесценную информацию, без которой, как я теперь думаю, я не могла бы быть собой (даже узнай ее позже); получив ее из других источников, она не была бы для меня столь бесценной и сокровенной. За то. Что она не идеал, но человек, женщина, с оглядкой на которую я постоянно живу. В минуту высочайшего наслаждения я, кажется, знаю ее реакцию; хочу через расстояние сказать что-то ей – а это значит более полное восприятие действительности. За пример того, как многого можно добиться, но никогда – всего, и эта неудовлетворенность и желание стать лучше – в глазах другого человека – есть огромный стимул к жизни. (Журкина Кира)»

*
«Хочу поблагодарить коллектив работников Музыкального лицея (Детской музыкальной школы N2 Центрального района) за то, что они научили меня дружить и помогать своим друзьям…. Еще я хочу сказать «спасибо» человеку, который этой зимой ушел от нас, но которого будут помнить все, его знавшие, - Михаилу Михайловичу Белавину. Спасибо просто за то, что он жил с нами; человеку, творившему каждую минуту своей жизни…Я многим обязано его дочери, Ирине Михайловне…Она смогла из очень закомплексованной, не уверенной в себе девочки (т.е.. меня, какой я была 4 года назад) сделать вполне уверенную в своих силах и собственной внешности особу.(Петроченкова Марина)»


Несмотря на то, что основной упор в сочинениях делался на выражение благодарности педагогам, много хороших слов ребята сказали и в адрес своих родителей – как собственных Учителей по жизни.

«Огромное спасибо я хочу сказать своим родителям. Они для меня – это всё! Они многое для меня сделали и делают, и я ценю это и благодарю их за это….Я считаю, что они дали мне хорошее воспитание…Ни один воспитатель в детском саду, ни один учитель в школе, на мой взгляд, не дали мне столько, сколько вложили в меня родители. Спасибо им за это! (Михайлова Ирина)»

*
«Прежде всего я хочу сказать спасибо моей маме, которая, конечно, была моей первой воспитательницей и учительницей и остается до сих пор. Конечно, спасибо и моей классной руководительнице Симагиной Ирине Константиновне (школа N89). Я до сих пор не могу понять, как она, учась на третьем курсе филологического факультета, взяла нас, пятиклашек, и вела до самого нашего выпуска. Она отдала нам все свои силы, и все, что она делала, было действительно, для нас. Годы. Которые она с нами провела, стали, наверное, лучшими в моей школьной жизни/ (Кравченко Анна)”

*
“В первую очередь спасибо моей маме, которая мне всегда помогает, поддерживает меня , говорит свое мнение, а не упорно настаивает на нем. Это мой первый учитель, воспитатель. (Ковалева Ольга)”

Но больше всего в учителях ценится самоотверженность и самоотдача, ориентация не высокие цели и нравственные ценности. Вот послушайте…

«Я хочу сказать огромное «спасибо» моей любимой учительнице Львовой Раисе Николаевне (Кировская средняя школа N1), которая оказала наибольшее влияние на формирование меня как личности и помогла найти свое место в этой жизни, понять, кто я и зачем. Эта хрупкая женщина в течение нескольких лет ежедневно отдавала нам часть своей светлой и чистой жизни, зажигала наши сердца, побуждая совершать великие поступки в повседневной жизни, видеть красоту человека и не забывать, что главная ценность – наша душа, которая должна оставаться чистой и непорочной. (Волкова Женя)»

Конечно, не все мнения удалось представить в этой статье. Конечно же, добрых и талантливых учителей намного больше, а возможностей поблагодарить их публично у выпускников намного меньше. Но мне бы хотелось присоединиться к тем теплым словам, которые ребята сказали в адрес своих духовных наставников и пожелать всем педагогам сохранить свою удивительную способность любить детей, отдавая им часть своей жизни.
Ирина Хоменко
Уважаемы родители питерских школ! Если вы ищете хорошего учителя - прочитайте эти заметки повнимательнее. По-моему, чувства учеников - лучшая рекомендация любому педагогу.
(И.Х.)

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru