На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Какого качества золотая медаль?  
|| Субъективное мнение *
==== *
http://www.bilim.kz
Закончил КазГУ по кафедре истории Казахстана. У меня более 28 лет стажа педагоги­ческой работы.

Я был и.о. директора школы, членом атгестационной ко­миссии, работал учителем в 4-11-х классах в городских и сельских шко­лах, в гимназиях, лицее, в частной школе.
Я преподавал историю и обществоведение, основы государства и права, курс "Человек и общество". Принимал выпускные экзамены го истории СССР и Казахстана, обще­ствоведению у более тысячи выпус­кников 10-11-хклассов.

Исходя из своего многопланово­го педагогического опыта и знаний способностей учащихся, я автори­тетно заявляю, что НИ ОДИН вы­пускник не может претендовать по большому счету на золотую медаль (у нас в Казахстане - "Алтын белп"), то есть НЕ МОЖЕТ, будь даже он семи пядей во лбу, иметь ОТЛИЧ­НЫЕ знания ПО ВСЕМ предметам, внесенным в аттестат зрелости.

Та­ких предметов около 20, и для их усвоения требуются разные способ­ности, их комплекс не рассчитан на универсальный ум и талант (есть ли универсалы в современном мире высоких технологий и информации, где каждая отрасль знания требует узкой специализации?).

Несколько слов о самой золотой медали (о серебряной медали речь в этой статье не идет).

В СССР зо­лотая медаль была учреждена в 1945 году и действительно чеканилась из золота, но невысокой пробы. Одна­ко с начала 60-х годов медали стали изготавливать из меди и покрывать позолотой. Так что медалей из зо­лота сейчас нет. Слишком много стало "золотых" медалистов!

Уже в среднем звене (5-9-е клас­сы) большинство отличников обыч­но затрудняются с усвоением мате­матики, родного языка, физики, химии и к 10-му классу могут иметь оценку "3".
Учеников же, будто сво­бодно справляющихся со всеми предметами, уже начинают "вытя­гивать" к оценке "5" классные ру­ководители, учителя, администра­ция с родителями. Зачастую это "медвежья" услуга таким ученикам: они перестают реально оценивать свои способности.

А очень способных ребят подсте­регает другая опасность: они пере­стают серьезно заниматься, становят­ся самоуверенными и скатываются на позиции "середнячков". А дошедшие до старших классов отличники - престиж самой школы. Действует простой принцип: "Ученик не знает - учитель виноват", хотя учитель-предметник, излагая новый матери­ал на уроке, никогда не ориентиру­ется ни на слабых учеников (иначе ему придется повторять материал по три раза), ни на сильных (те пони­мают тему урока легко). Учитель все­гда ориентируется на большинство и просто не в состоянии "научить" за время урока.

Но если учитель посмеет поста­вить (особенно в старших классах) отличнику справедливую оценку (даже 4), директор заявит ему, что это он виноват - плохо учит. Есте­ственно, затем отличнику "натяги­вается" оценка "5". Я лично нео­днократно ставил отличникам (и в старших классах) оценку "4" и даже "3". Всегда следовал скандал. Мне заявляли, что если отличник уж математику знает на "5", то по исто­рии иметь пятерку он просто обя­зан. Такая логика. Правда, сейчас при поступлении в любой институт надо сдавать экзамен по истории Казахстана. И это правильно!

Знаменитый математик и препо­даватель ХГХ века М.В.Остроградский считал, что высший балл при­надлежит Богу (хотя я сам атеист), нижеследующий балл соответству­ет знаниям самого Остроградского, а учащемуся остаются только ос­тальные баллы. А отличник - вы­пускник гимназии В.ИЛенин по­лучил золотую медаль благодаря протекции директора Ф.М.Керенс­кого (да-да, отца главы Временного правительства в 1917 году), посколь­ку по логике имел оценку "4" (не хватало затем логики Ильичу!). Да, многое зависит от профессионализ­ма учителя и его требовательности.

А теперь представьте: "золотой" медалист школы должен отлично разбираться в математике, и в ли­тературе, в родном языке, в исто­рии, в биологии, в физике и так далее. Я среди тысячи выпускников, которые сдавали экзамен по исто­рии, могу по пальцам посчитать тех учащихся, которые действительно показали отличные знания матери­ала (как раз претендентов на золо­тую медаль среди них почти не было). Признаюсь, я ставил оценку "5", если я знал, что ученик инте­ресуется историей, либо помогал мне в оформлении кабинета, либо на уроках вел себя уважительно и старался заниматься. Каюсь, что от­личникам на экзамене "натягивал" оценку с "4" на "5".

Есть такое понятие в школе: "на фоне класса". Ведь 2-3 отличника всегда выделяются по сравнению с другими учениками и поведением, и отношением к учебе, и знаниями. Разумеется, история дается учени­кам легче, чем, скажем, математи­ка (хотя и не всем), но сколько раз я убеждался, что мой отличник (обычно, конечно, отличница) в ма­тематике не может без формул и уравнений выразить свое собствен­ное мнение в вопросах истории. А ведь золотой медалист должен от­личаться и в общественном труде, быть физически развитым. А при­мерное поведение?

Что касается учебной программы, я убежден, что не может претендент на золотую медаль сочетать различ­ные способности: и писать без оши­бок, и решать уравнения, и чертить аккуратно, и прыгать через "козла" и т.п. Мы же - родители, учителя, администрация школы - "тянем" псевдоотличника из класса в класс, не требуя от него по-настоящему инициативы и самостоятельной ра­боты. А потом "валятся" наши "зо­лотые" медалисты на вступительных экзаменах в институты.

Ученик к 10-му классу должен уже задуматься о своем будущем. Если его интересует профессия вра­ча, то основное внимание надо об­ратить на конкретные предметы. Недаром ведь в инстшугах красный диплом выдают тем, у кого 75 про­центов пятерок и 25 четверок.

И в заключение парадокс: золо­тая медаль выпускника - реальность, ее можно подержать в руке, и в то же время она - миф, поскольку по большому гамбургскому счету НИ ОДИН отличник не может заслу­жить ее в полной мере.

P.S. Осмелится ли хоть один выпускник школы с золотой медалью, положа руку на сердце, от­крыто заявить, что он действитель­но заслуженно получил ее и все предметы, внесенные в аттестат, знает на "отлично"?!

Юрий Прохоров, преподаватель
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru