 |
|
 |
 |
 |
За последнее время данное эссе является первой работой, основанной целиком и полностью на моих убеждениях.
Эссе мне приходилось писать и раньше несколько раз, но, насколько я теперь понимаю, более ранние мои работы соответствовали по форме больше рефератам, так как они были основаны на материале, взятом из нескольких книжек, и лишь в заключение подкреплены моим мнением.
Что такое эссе, нам объяснялось несколько раз, но этого, видно, было недостаточно.
Недостаточно потому, что предыдущие мои эссе оценивались весьма успешно. Так, что же, наконец, такое эссе?
Эссе - малый жанр философской, литературно-критической, историко-библиографической, публицистической прозы, сочетающий ПОДЧЕРКНУТО-ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ АВТОРА с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра – М.Монтень).
(Ссылка – Синенький листочек из работы по педагогике N1/. - Иллюстрированный энциклопедический словарь/Ред.кол.:В.И.Бородулин, А.П.Горкин и др.-М., 1995)
Оказывается, для того, чтобы осознать все полное значение слова эссе, мне понадобилось:
съездить в публичную библиотеку им.Маяковского,
записаться в нее,
выбрать пять книжек,
проработать их,
набрать текст на компьютере,
распечатать его,
с радостью сдать выполненную работу
и с грустью и синеньким листиком получить ее обратно.
И вот. Благодаря стараниям педагога, я уже не перепутаю жанр, приветствующий разговорную речь, с более строгим жанром реферата и смело могу приступать к выполнению данного мне задания.
Я долго размышляла над темой моей работы и не сразу могла выделить какую-то конкретную. Наконец, я решила остановиться на теме, касающейся взаимоотношений между педагогами и учениками.
Человек рождается на свет и с этого времени начинает познавать мир. Познание мира детьми происходит во многом через призму мировоззрений и систему принципов их родителей, которые непременно влияют на сознание малыша и его восприятие жизни.
Заметное влияние на формирование личности ребенка оказывает школа. Учителя, обучая различным предметам, своим поведением непременно воздействуют на детей. От манеры держать себя, умения вызывать интерес к своему уроку и располагать к себе учеников зависят не только отношения между учеником и учителем, но и эффективность проделанной работы.
Отношения между учителем и учеником зависят также и от умения педагога донести до ребенка свои знания и от желания ребенка взять и учитывать их. Эта зависимость связана с тем, что любому преподавателю приятно получать от ученика отдачу, видеть его работу. Этим объясняется и то, что учителя чаще любят детей, хорошо успевающих по их предмету, чем отстающих.
Я полагаю, что от умения педагога заинтересовать учеников и обучить их своему предмету зависит гораздо больше, чем от их желания получить учебный материал.
На эту тему я хотела бы привести следующий пример.
Часто многим предметам, не имеющим такого громкого названия как высшая математика, кибернетика, всемирная история приходится сталкиваться с пренебрежительным к себе отношением. Возможно, это связано с тем, что в них нет ни громадных формул, ни множества трудно запоминающихся дат.
Так вышло и на этот раз, когда я пришла на семинар по педагогике. В результате моего ошибочного мнения о том, что на семинаре по педагогике ничего занятного узнать нельзя, я села на третью парту и с чистой совестью начала играть с соседкой в морской бой.
Игра шла для меня успешно. Мне осталось уничтожить всего три однопалубных корабля противника. На протяжении игры нам несколько раз делались замечания преподавателем, который вежливо просил проявлять больше внимания к его предмету и не мешать остальным.
К нашему стыду, честно говоря, мы не прекращали игру, правда, говорили тише. Как видно, хорошее отношение преподавателя к ученикам, его просьба не мешать (также стОит учитывать и доброжелательное отношение учеников к учителю) не заставили нас отложить игру и обратить свое внимание на изучаемый предмет.
Занимаясь посторонними делами, мы все же находились на уроке, в результате чего до нас долетали обрывки фраз преподавателя. И именно они, в конце концов, сумели приковать наше внимание к изучаемому материалу.
В данном случае педагог сумел не только привлечь нас к своему предмету, но и расположить к себе как к личности. Это связано с тем, что преподаватель не повышал голоса на обучаемых, старался быть внимательным ко всем, относился с пониманием к любой высказанной точке зрения, пытался задействовать в работе всех студентов.
В результате всех вышеперечисленных действий педагога, можно полагать, что в его отношениях с учениками, в большинстве случаев, практически не будет сложностей и непонимания, так как ученики такого педагога в конфликтных ситуациях, видя вежливое и спокойное поведение преподавателя, будут стараться вести себя так же.
Тут я хотела бы в качестве еще одного примера привести следующий случай.
В начале данной работы я уже описывала мои трудности, связанные с пониманием слова «эссе». По природе я – человек сколь любознательный и старательный, столь же и ленивый (следует еще добавить излишнюю эмоциональность и вспыльчивость). И вот я, написав честную работу по педагогике ( не скачав ее с диска или с другой какой-нибудь работы), сдав «эссе» раньше времени, получаю ее обратно, а у меня еще зачет по микроэкономике, по которой меня в этот же день прокатили (употребление данного, немного жаргонного, слова вызвано желанием показать читателю всю полноту моей досады) с автоматом.
Мои чувства нетрудно угадать. Я – в бешенстве. Размахивая своей работой в желтой папочке, я несусь по коридору к аудитории преподавателя.
Более или менее спокойным голосом я начинаю объяснять педагогу, что представляет собой моя работа и насколько она хороша.
Спокойно слушая мою речь, педагог мне поясняет, что она не соответствует заданному жанру. Меня возмущает хладнокровие учителя, который не понимает, что я не пойду на дискотеку, так как должна писать новую работу.
Еще больше раздражаясь, я вновь пытаюсь втолковать педагогу всю прелесть моей работы. Но вся беда заключается в том, что я уже начинаю понимать, что не права, что кроме меня никто не виноват, что я изначально написала работу, не соответствующую заданным требованиям.
Я начинаю понимать, что преподаватель не заслуживает моего раздражительного тона, так как он не только учит меня работать и думать, но и ведет себя со мной предельно вежливо и уважительно.
Мне становится стыдно перед преподавателем за свое поведение, обидно за свою вспыльчивость…
Взаимоотношения учителя с учеником довольно сложны и многогранны. Необходим взаимный зачет требований и желаний, как учеников, так и преподавателей……….
…Ну и, наконец, не стоит забывать и о том, что преподаватель – это живой человек, имеющий право и на усталость, и на головную боль, а также на отдых. Поэтому ученики должны понимать, что от их поведения на уроке во многом зависит как количество, так и качество получаемой информации.
В заключение я хотела бы добавить, что данная работа является ни похвалой, ни осуждением разных действий различных преподавателей, а лишь реальным, по моему мнению, отражением действительности. Тема, поднятая мною в этой работе, довольно сложна и требует более внимательного рассмотрения. По возможности ее изучение, как мне кажется, должно происходить путем общения, то есть при наличии обратной связи между людьми, тогда оно будет намного эффективнее.
|
|
 |
 |
|
 |
|
 |
 |
|
 |