 |
|
 |
 |
 |
«Все мы учились понемногу…Чему-нибудь и как-нибудь…» Эти бессмертные слова классика, на мой взгляд, отражают нынешнее положение дел в школах. Речь, конечно же, не о супернавороченных гимназиях и лицеях, как правило, платных, где в каждой учебной группе (классе) не более 10-15 человек. Там-то, думаю, в детей вкладывают солидные знания. В качестве примера я предлагаю рассмотреть мою «любимую», «родную» среднюю школу №328 с углубленным изучением английского языка, «мой второй дом», который я изредка навещаю только для того, чтобы поиграть с другими выпускниками в футбол в спортивном зале.
Как же так? Почему я не испытываю слезливой ностальгии, когда переступаю порог этого заведения? Отчего мне не хочется побродить по свежеотремонтированным школьным коридорам, услышать от завуча новейшие сплетни, поцеловать экс-классную руководительницу, выпить с физиком?.. На мой взгляд оттого, что я не чувствую ни малейшей благодарности к этим людям, которые, по идее, должны были дать мне знания, «окультурить» меня, «сделать человеком».
Мне возразят, мол, большую роль в становлении личности играет самообразование, мол, я не должен требовать от людей того, чтобы они расщепляли предназначающуюся мне информацию на мелкие кусочки и кормили меня ею с ложечки. Не буду спорить, я отнюдь не идеальный ученик. Но сейчас, смотря в свое школьное прошлое с высоты выпускника двухгодичной выдержки, хочется отметить, что учителя со своей стороны не предпринимали никаких усилий для того, чтобы привить мне хоть малейший интерес к предмету. Скажем, учительница по литературе, дама, внешне напоминающая рок-исполнителя Мэрилина Мэнсона, уверенная в том, что она - гениальный режиссер и поэтому проводящая большую часть учебного времени в актовом зале, неистово репетирую очередной спектакль, который язык не поворачивается назвать даже самодеятельностью. Из-за ее страсти к театру (посредством которой, вероятно, она реализует свою потребность манипулировать людьми) у нас сорвалась добрая треть занятий. Результат - я впервые прочитал «Преступление и наказание» лишь минувшей зимой, а в школе мы его изучали не более пары-тройки уроков.
Как вы уже поняли, мой импульсивный и необъективный подростковый мозг в первую очередь винит во всем преподавателей. Их низкая квалификация, убогое «совковое» мышление, желание побыстрее завершить урок и выпить на перемене разбавленного спирта в лаборатории кабинета химии не может вызвать у меня теплых чувств. Хотя некоторые одноклассники уверяют меня в том, что «наши учителя - очень приятные люди». По мне, так лучше стервы, знающее свое дело, чем милые и любезные филоны.
Конечно же, я копаю неглубоко. Следует обратить внимание и на систему образования в целом. 35 человек в классе - не дело. В коллективе из 15 человек уже происходят сложные внутригрупповые процессы и чтобы в них разобраться, приходится прибегать у услугам специалиста. Но думаю, что в платных гимназиях работает целый штат психологов, а в школе №328 он всего один на 1000 человек и принимает он 2 раза в неделю по несколько часов.
Если вдуматься, то принципы и правила обучения тоже, мягко говоря, не соблюдались. Обратимся к монументальному труду Яна Амоса Каменского, основоположника теоретической педагогики, «Великая дидактика». В нем он, как известно, вывел основные правила обучения. На мой взгляд, в школах идеально не выполняется ни одно из них, а некоторые не выполняются вовсе. К примеру, одно из правил гласит: «поменьше утомлять учеников», другое: « переходить к следующей теме, только будучи уверенным в том, что предыдущая усвоена» и третье: «постепенно переходить от простого к сложному». В моей бывшей школе почти каждый день по 7-8 уроков, подача знаний отличается сумбурностью, одна контрольная сменяет другую. Результат - полумертвые от усталости дети уходят домой после группового списывания с кашей в голове. Знаний - ноль.
В завершении работы, которая может показаться вам чересчур экспрессивной, хочу заметить, что решение проблемы неэффективности среднего образования пока не найдено. Конечно, за нищенскую зарплату рвать жилы будут немногие, настоящие фанаты своей профессии, ставящие во главу угла получение учениками знаний. Проходящая реформа, ставящая своей целью установить 12-летнее обучение и всеобщее тестирование по окончании школы, по результатам которого выпускники будут зачисляться в вузы, вызывает у меня подозрение.
Недавно услышал, что литературу хотят сделать факультативным предметом.
Ну-ну.
|
|
 |
 |
|
 |
|
 |
 |
|
 |