|
|
|
|
|
Учащимся 5-9 классов СШ № 69 г. Барнаула (200 человек) было предложено написать сочинение по теме "Я личность? Я личность!".
Анализ работ позволил нам определить три позиции: "Я как личность", "Я и мир", "Что зависит от меня в этом мире?". Каждая позиция имеет свои критерии отбора, имеет свои особенности и характеризуется в содержательном аспекте своей определенной направленностью.
В статье представлены для более полной конкретизации позиций сами сочинения, фрагменты из сочинений и отдельные суждения учащихся. Важно отметить, что специального инструктажа по определению сущности понятия личность намеренно не проводилось. Авторы располагают материалом, позволяющим проследить, как в современной школе развивается и функционирует личность учащегося из года в год, от урока к уроку, т.е., динамику развития тех качеств, которые и формируют Личность.
Но это материал для будущей статьи, будущих исследований. Нам хотелось сделать первый "срез", выявляющий представления учащихся разных возрастных групп на уровне обыденного познания себя как личность.
I ПОЗИЦИЯ "Я КАК ЛИЧНОСТЬ"
Данная позиция определяется у 35% учащихся. Анализируя работы, мы приходим к выводу, что школьники едины во многих своих суждениях, относительно основных, на их взгляд, критериев, характеризующих человека как личность. В суждениях учащихся чувствуется уверенность, твердость, здесь нет сиюминутных исканий, нет аморфных размышлений, здесь четкость, ясность, обоснование и аргументация своих позиций. Ребенок считает себя личностью, потому что его уважают, с ним считаются, к его мнению прислушиваются, у него есть любимое дело, он имеет свои личные взгляды на жизнь, он может защитить себя, помогает всем, кто нуждается в его помощи, несет ответственность за свои действия н поступки, имеет положительные качества личности, принципиален в своей позиции.
Многие школьники пишут о своих больших и маленьких победах, успехах в различных видах деятельности. На наш взгляд, очень ценными являются суждения детей о том, как они преодолевают свои негативные качества личности, достигают ценой собственных усилий поставленные перед собой цели, совершенствуют свой характер, познают сами себя. Ученик в данной позиции как бы мысленно отвечает на вопрос: "За что можно любить меня?", "За что я сам ценю себя?", "За что я себя уважаю?"', "Чем я отличаюсь от других?".
"Я личность, хотя у меня нет еще паспорта, как у моего брата. Думаю так потому, что без меня будет плохо моей маме, моим друзьям. У нас в подъезде очень тепло, и там стала жить собака Динка. Я ее кормлю и забочусь о ней. А раз так, значит я личность!". (5 кл)
"... я очень не люблю тех, кто пресмыкается перед старшими и сильными ребятами. Когда смотрю на них, мне становится противно. Но соблазн велик. Будешь пресмыкаться, получишь защиту. Если ты устоял - ты личность! Я никогда не унижаюсь перед "хозяином" двора, значит я - личность!"(7 кл)
"У меня много друзей, с которыми я общаюсь. Если кому нужна моя помощь, я обязательно помогу. Мои друзья считают меня нормальным другом, уважают меня, значит я личность!" (6 кл)
"Я личность! На зимних каникулах наша футбольная команда заняла в соревновании 1 место. Нас показывали по телевизору. На параде, когда мне вручали медаль и призы, я испытывал чувство гордости. Я личность, так как у меня есть любимое дело".(6 кл)
"Если человек скажет, что он не личность, то он просто пустое место. Ведь личность - это индивидуальность, это не тот, кто просто ест и спит. Этот человек обязательно чего-то добился в жизни. Я ставлю перед собой конкретные цели и очень радуюсь, когда дело довожу до конца. Я личность!" (7 кл)
"Я считаю себя личностью, потому что имею свои личные взгляды на жизнь, на людей и эти взгляды ни от кого не зависят. .Я всегда говорю то, что я думаю ... Я ответственный за свои действия, за свои оценки в школе."(8 кл)
II ПОЗИЦИЯ "Я и МИР"
Данная позиция характеризуется тем, что ученик обращает внимание на события, явления, процессы окружающей жизни, формирующие его личность. Ребенок как бы отходит от непосредственного самопознания своего "я" и переходит к осмыслению своей значимости в этом мире. Ученик ставит перед собой вопросы: "Что формирует меня как личность?", "Как живут люди вокруг меня и какие проблемы их интересуют?", "Как относятся ко мне те, кто рядом со мной?"', "Что сделал я хорошего не для себя, а для людей?". Дети пишут о Земле как общем доме человечества, об уникальности и неповторимости личности, о доброте и красоте человеческих отношений.
Мир для ребенка - это не только покой и согласие между людьми, народами и государствами. Мир для детей - это и противоречивая реальность сегодняшнего дня, боль и страдания людей его страны, и его собственные большие и маленькие проблемы личной жизни. Мир для ученика - это и сам его внутренний мир, его волнения, размышления, переживания, поиск ответов на волнующие лично его вопросы.
Если в первой позиции дети твердо заявляли о себе "Я - личность!", то здесь, в основном, дети спрашивают себя: "Я личность?", отвечают: "Я еще не совсем личность!" Ребенок сомневается в себе и считает, что он не личность, потому что у него проблемы с учебой, нет уверенности в своих силах и способностях. Стеснительность, застенчивость, некоммуникабельность и некоторые другие негативные качества личности мешают самоутверждению в жизни, нет рядом хороших друзей, полное непонимание интересов и потребностей ребенка со стороны близких и окружающих, нет даже маленьких побед и успехов, одиночество, незащищенность, беззащитность, нет воли преодолеть недостатки своего характера.
Но дети - есть дети, они всегда надеются на лучшее и поэтому, заканчивая свое сочинение, многие пишут: "Я буду хорошей личностью".
"Я личность!!! Да! Я часто об этом задумываюсь. Моя мама - мой идеал. Я хочу быть такой, как она! Добрая, умная, трудолюбивая. Я спросила ее: "Что создавало твою личность?" "Все, - сказала она и добавила. - Меня создала ты". Я!!! Представляете? И тогда я поняла, что мою личность формирует мама. Она меня учит, воспитывает. Однако мы разные люди. Только я хуже, но все равно личность, хотя я еще не сформировалась до конца."(9 кл)
"Общество, в котором мы живем, и условия жизни формируют наши личности. Я могу быть серой мышью, но не хочу. Мне хочется что-то знать в этом мире. Быть может, я на себя много беру, но я имею на это право человека!" (9 кл)
"Каждый человек-личность, каждый житель Земли неповторим на свете, как снежинки, падающие на Землю. Поэтому каждому человеку нужен индивидуальный подход, подружиться с ним - большая наука." (5 кл)
"Я личность!!! Я очень хочу добра во всем мире. Очень хочу, чтобы мир был прекрасен, чтобы ни один человек не был злым, а был приветливым и добрым".(5 кл)
"Мы живем в большом огромном мире. Вокруг нас много людей. Надо всегда стремиться к тому, чтобы все о тебе думали хорошо, ведь сейчас много плохих людей, а хорошие добрые люди всегда нужны".(7 кл)
"Я считаю, что я еще не совсем личность, потому что личность - это тогда, когда человек зависит только от себя. Он сам решает, куда он пойдет, много ли будет учиться. Я пока связан во всем с родителями; а потом, может быть, буду зависеть от жены ... Я бываю личностью, когда остаюсь один. Я сам планирую все: читаю, делаю уроки, смотрю телевизор, гуляю. Я не знаю ни одного человека, который, на мой взгляд, был бы личностью." (8 кл)
"Есть люди, которые могут считаться личностями в кругу лишь своих друзей. В школе, например, я не личность. Я не очень хорошо учусь, иногда бываю злым, потому что многим иногда желал зла. Но я буду личностью."(7 кл)
Нет, я не личность! Я вообще о себе знаю мало. Личность всегда имеет свои интересы, а я витаю где-то далеко, везде. И я не такая, какой кажусь на первый взгляд. В душе у меня много секретов, которые я никому не открою. Вообще человек полон секретов и их никому не открыть." (6 кл)
"Как я могу судить о себе? Только окружающие меня люди могут сказать, какая я личность! Каждый человек личность, но не каждый - хорошая личность! Может человек добрый, но ленивый, а это портит качество личности."(9 кл)
"Человек, который имеет терпение и понимание и многого добился в жизни, и есть личность. Мне кажется, я вступаю в период, в котором должен утвердить себя как личность. Пока не могу сказать, личность ли я, зачем я, для чего я."(9 кл)
III ПОЗИЦИЯ "ЧТО ЗАВИСИТ ОТ МЕНЯ В ЭТОМ МИРЕ"
Сложные социальные обстоятельства ставят перед учащимися острые жизненные вопросы, требующие их разрешения. Дети, стремясь разобраться в проблемах реального мира и в себе, пытаясь понять противоречивость окружающей их жизни и своих поступков, анализируя события действительности и оценивая свои жизненные ситуации, как бы задают себе вопросы: "Что сделать, чтобы мир был лучше?", "Что сделать, чтобы я был лучше?", "Как изменить условия окружающей меня жизни?", "Как изменить себя?". Ребенок не просто философствует, размышляет, он сам отдает себе отчет в собственной жизни. Он отыскивает в практической жизни проявление и воплощение своей мечты, своего идеала.
Осмысливание себя и своей жизни реализуется в таких ценностных качествах человеческой личности, как доброта, трудолюбие, честность, порядочность, гуманность, любовь к Родине, социальная ответственность. Каждый ребенок по- своему понимает, что от него в этой жизни зависит многое: не быть без различным к страданиям других людей, протянуть руку дружбы, прийти на помощь и защитить слабого, сказать доброе слово и подарить радость, простить внимание и заботу к близким, противодействовать силе и жестокости, самому преодолеть недостатки своего характера и порадоваться успехам товарища. Общечеловеческие ценности - реальные жизненные ориентиры каждого учащегося средней школы № 69.
"Я живу с бабушкой и дедушкой, так как у меня нет родителей. У бабушки больное сердце, и когда я стану взрослым, то буду врачом, чтобы помогать избавиться от недугов своим близким и всем, кому понадобится моя помощь"(5 кл)
"Я очень люблю животных. На улице много голодных бездомных собак. Я очень переживаю, когда их вижу, поэтому в кармане у меня есть кусочки хлеба" (6 кл)
"Думаю, что есть люди с достоинством и без достоинств. Люди, которые без достоинств, обманывают других - они плохие. Я не буду этого делать, я постараюсь быть с достоинством."(6 кл)
"Я всегда жизнерадостна, и всем окружающим меня людям улыбкой или добрым словом я создаю хорошее настроение. Рядом со мной нет печальных лиц, нет грустных глаз".
(7 кл)
"Я стараюсь быть личностью. Забочусь о маме, когда она болеет. Каждый раз, когда я иду в школу, я думаю о ней, когда иду из школы, я звоню маме, так как она волнуется".(7 кл)
"Во дворе у нас всегда играют маленькие дети, но у них нет игрушек. В школе я ходила в секцию мягкой игрушки и научилась их делать. Мне доставляет большое удовольствие делать все своим руками. Я дарю своим маленьким друзьям игрушки и очень счастлива, когда они радуются моим подаркам".(5 кл)
"Если человек не личность, то зачем он живет? Ненавижу грубость, жестокость, хамство. В нашем классе многие обижают одну девочку, так как она тихая, робкая и скромная, и не может сама постоять за себя. Эту девочку я часто защищаю и даже провожаю домой".(6 кл)
"Личность? Человек! Чтобы им стать, надо хорошенько потрудиться. Пока я еще не личность, но скоро ей обязательно стану" (6 кл)
Исследование показало, что наиболее преобладающей позицией по отношению к двум другим является позиция "Что зависит от меня в этом мире?" Большинство школьников ставили перед собой вопросы, искали ответы, анализируя при этом свой небольшой житейский опыт. Главное, что вопросы заставляли думать, размышлять, соотносить свою жизнь с жизнью, поступками, действиями других, соотносить свои ценности с общечеловеческими, соотносить свои мечты с жизненными ориентирами своих идеалов. Не все смогли ответить на свои вопросы, но не это важно. Важно то, что ребенок осознает себя частью социума, понимает, что он тоже причастен к проблемам жизни, к проблемам своей семьи, своего класса, и никто за него не будет решать его собственные жизненные проблемы.
"Вот так и становлюсь потихоньку человеком!", - написал в своем сочинении ученик восьмого масса. Вот так ребенок постигает сложную науку жизни.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|