На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Психологические аспекты педагогической деятельности  
|| Теория образования *
==== *
Л.В.Лидак, кандидат педагогических наук, доцент.
Пятигорский государственный лингвистический университет.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА


Научная рефлексия содержания педагогической деятельности и обращенности учителя к психологическим проблемам наиболее объективно просматривается через контекст исторических вех и событий, происходивших в России во второй половине XIX начале ХХ века.
Вторая половина XIX века знаменательна такими историческими событиями, как отмена крепостного права, реформирование судебного, земского, военного ведомств, преобразование народных школ.
Обновление сферы образования связывалось с идеями раскрепощения женщин, формирования справедливого и гуманного отношения к детям, преобразования системы нравственного воспитания, расширения издательской сети.

Главной фигурой реформирования образования явился педагог, способный стать “зеркалом” исторической эпохи второй половины XIX века.
Прогрессивная интеллигенция понимала, что педагог способен транслировать народу идеи гражданственности, общественного почина, личной самостоятельности. Осознание этого факта нашло отражение в общественно-политическом движении шестидесятых-восьмидесятых годов XIX века, возникшем благодаря лидерству К.Д. Ушинского и инициативе В.И. Водовозова, Н.И. Пирогова, Д.Д. Семенова и др. Их усилиями решались такие организационные вопросы, как разработка новых педагогических проектов, уставов для университетов, положений о прогимназиях, народных школах и женских училищах.

В результате увеличилось количество начальных школ и средних учебных заведений, была создана сеть профессионально-педагогических заведений, обновилось содержание образования, произошли изменения в методике обучения, решен ряд проблем психологизации деятельности учителя.

Неоценимым вкладом в мировую науку о подготовке учителя, о воспитании и образовании молодого поколения послужил фундаментальный труд К.Д. Ушинского “Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1868-1869г.)”.
Это была первая попытка обобщения достижений человековедческих наук и осмысления их с точки зрения психологии и педагогики.
К.Д. Ушинский был глубоко убежден в том, что психология “в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога занимает первое место между всеми науками”.
Эффект психологического знания, по К.Д. Ушинскому, заключается в том, что каждый педагог, владеющий психологическим инструментарием, способен глубоко изучать воспитанника, развивать все стороны его личности, способствовать формированию национального характера, гражданственности и духовной культуры россиянина.

Главной проблемой педагогической психологии в теории К.Д. Ушинского является проблема развития нравственно-волевых качеств российского учителя, способного актуализировать проблемы человеческого достоинства, осуществлять дифференцированный подход, развеивать миф о стандартности и одинаковости всех детей.

Изучая традиции западных систем образования, сравнивая их с российской системой, К.Д. Ушинский приходит к выводу о правомерности существования и взаимообогащения систем образования всех народов. Вместе с тем, он исповедовал идею развития национального менталитета в теории и практике образования.
Носителем народных традиций, нравственности и психолого-педагогической культуры должен выступать педагог, получивший специальную подготовку.
В статье “О народности в общественном воспитании” К.Д. Ушинский пишет: “Основания воспитания и цель его, а, следовательно, и главное его направление различны у каждого народа и определяются народным характером, тогда как педагогические частности могут свободно переходить от одного народа к другому” (3, 110-111).

Важным инструментом приобщения к нравственности, к идеям народного воспитания и образования является родной язык. Учитель, говоря на родном для ребенка языке, приобщает его к “творческой силе народного духа…, учит любить отчизну, ее воздух, ее леса и реки…, ее бури и грозы, весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы”.

К.Д. Ушинский подмечает, что родной язык, на котором говорит педагог, не только выражает жизненность народа, но и обеспечивает историческую связь поколений, формирует педагогические традиции, духовно обогащает как воспитанника, так и воспитателя, формирует его педагогическое мировоззрение, основанное на знании культуры и психологической самобытности народа.
Решая комплекс вопросов относящихся к проблемам дидактики и формированию интеллектуальной культуры ученика, К.Д. Ушинский исходил из философской идеи взаимодействия внешнего и внутреннего в развитии личности.

Внешними факторами, по К.Д. Ушинскому, являются: содержание образования, рационально организованный процесс обучения и личность учителя. Он выдвигает ряд положений, которые заняли ведущее место в психологии ХIX века и определили методологию психологической науки ХХ столетия в России.

Рассматривая учащегося как объект и субъект обучения и воспитания, К.Д. Ушинский обосновал одну из ведущих идей педагогической психологии: развитие ребенка наиболее успешно осуществляется в процессе активной, свободной, сознательной, прогрессивной деятельности.
“Давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогащайте его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности”.

Эта идея К.Д. Ушинского лежит в основе предложенной им модели педагогического процесса, сориентированной на “самодеятельность”, “прочность”, “постепенность”, “своевременность” усвоения материала. Он подвергает резкой критике как “шутливую потешающую детей “ педагогику, основанную на чрезмерной легкости учебного материала, так и схоластическую, трудную, вызывающую “чрезмерную напряженность” учеников.

К.Д. Ушинский разъяснял, что “всякое развитие совершается во времени и имеет свои периоды”, поэтому обучение не следует начинать слишком рано или слишком поздно.

Эти мысли К.Д. Ушинского впоследствии получили развитие в психологических теориях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др.
Модели педагогического процесса, предложенные К.Д. Ушинским, могли строиться только на базе глубокого знания человека.

Он выдвигает психологический тезис о том, что “если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" (3, 123).

Разрабатывая вопрос о подготовке учителей, он опубликовал статью “Проект учительской семинарии”, в которой предлагает путь подготовки учителей начальных школ.

В основе этого проекта лежат те психологические ориентиры, которым должен отвечать народный учитель.
Одним из главных требований К.Д. Ушинского является фундаментальная психолого-педагогическая подготовка и ее адаптация к “практической школе”. Реализация психологических знаний и умений через практику в школе означает, что педагог будет вести объективные психологические исследования личности, не приписывая реальным детям желательных качеств, не идеализируя их успехи и поведение.

Таким образом, К.Д. Ушинский способствовал возникновению новой парадигмы образования, где центральная фигура – педагог – должна в совершенстве владеть психологическим знанием и своевременно его применять в образовательной практике.

Конец XIX века характеризуется изменением социальной ситуации в обществе. На смену подъему и реформированию пришли реакционные тенденции, нацеливающие Россию на поиск самобытных путей развития и “закрытость” от внешнего мира. В стране наметился упадок общественной жизни и появился интерес к искусству, мистицизму, позитивизму, идеализму. Это оказало влияние на развитие психолого-педагогических идей и педагогическую практику.

Современные историки, переосмысливая эпоху конца XIX века, дают достаточно противоречивые суждения об особенностях развития основных идей педагогической психологии в этот период.
М.Г. Ярошевский отмечает: “Разочарование в положительной науке и поворот к религии, к мистике, характерные для этого периода, явились закономерным процессом, следствием чрезмерных ожиданий, возлагаемых на естествознание и другие положительные науки. Невозможность получения немедленного результата бросила многих ученых в другую крайность – к полному отказу от объективного исследования психики…” (4, 320).

На рубеже двух веков произошла поляризация общественных, научных и идеологических сил. Эта кризисная поляризация взглядов и противоречивость общественных позиций коснулась психологической науки, педагогической практики и личности учителя.

Взгляды ведущих психологов и психологические теории начала века условно разделились на три научных направления:
естественно - научное,
экспериментальное
и эмпирическое.

Не останавливаясь на подробной характеристике первых двух направлений, рассмотрим особенности эмпирического, так как именно ему присуще стремление превратить психологию в науку, носящую прикладной характер, наиболее эффективно обеспечивающий воспитание и обучение.

Важнейшей отраслью эмпирического (прикладного) направления явилась педагогическая психология, представленная в науке конца XIX начала ХХ века такими яркими именами как П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Нечаев, И.А. Сикорский и др.
Особая роль в становлении дисциплинарного статуса педагогической психологии и определения места учителя в ней принадлежит П.Ф. Каптереву, осуществившему свои теоретические построения на основе осмысления наследия выдающихся деятелей прошлых лет.
Б.Г. Ананьев справедливо называл П.Ф. Каптерева первооткрывателем в Российской науке глубинных связей между психологией и педагогикой, создателем “перехода от психологии к педагогике” (1, 147).

В фундаментальном труде “Новая русская педагогия и ее главнейшие идеи, направления и деятели” сформулирована особенно важная с точки зрения П.Ф. Каптерева гипотеза формирования яркой, нестандартной личности ученика через влияние нестандартной личности учителя, его образованности и культуры.
“Разумным и истинным образование не станет до тех пор, пока не перестанут искать для него основ вне воспитываемой личности, вне самостоятельной и творческой работы ее осознания.” (2, 82).
Внутренний мир каждого человека представляет собой неповторимое своеобразие, зависящее от таких качеств, как ум, память, мышление. Однообразие и однотипность присущи толпе. Для того чтобы развить нестандартность личностной индивидуальности необходимо преодолеть тенденцию школ к унификации, разнообразить организацию педагогического процесса с учетом задатков и способностей, упражнять детей в дисциплинах по их личному желанию, вводить в учебный курс больше факультативных предметов и кружков.
Можно признать, что среди разработанных П.Ф. Каптеревым идей именно данная звучит наиболее актуально и своевременно.
Потребовалось более восьмидесяти лет, чтобы она была реализована в образовательной практике современной России.

Методологическое значение для педагогической психологии имеют взгляды П.Ф. Каптерева на соотношение общечеловеческой и личностной rультуры. “Человеческая природа” изменяется и совершенствуется под влиянием “культурной деятельности многих поколений”.

Взгляды П.Ф. Каптерева на процесс усвоения ребенком культурного наследия отличаются от взглядов его современников, которые строились на схоластических разговорах о душе. Культура приобретается благодаря психическим процессам и связана с деятельностью “мозга, нервов, мускулов, крови”.

Общечеловеческая культура должна явиться тем вектором, который объединит телесную и духовную культуру личности, через ощущение, понимание, действие. Переработка внешних впечатлений и адаптация к культурному наследию осуществляется через деятельность.
Особое психологическое значение придавалось таким видам творческой деятельности человека как игры, гимнастика, рисование, работы из глины, дерева, картона, ремесленные занятия, приготовление разных приборов и снарядов.
Образование приобретает эффективность в том случае, если будет стимулировать самовоспитание и самообразование личности, основанное на принципах творческой деятельности.

Заслуги П.Ф. Каптерева перед педагогической психологией требуют более фундаментальной и всесторонней оценки. Рамки одной статьи не позволяют сделать это. Однако очевидна масштабность и глобальность основных взглядов и идей этого великого просветителя, соединившего на рубеже веков две области знания в новую целостную науку – педагогическую психологию.

Лишь краткий анализ основных идей и концепций, принадлежащих наиболее ярким педагогам-психологам конца XIX и начала ХХ века говорит о широком подходе к проблемам психологии воспитания, обучения и к ключевой фигуре этого процесса – педагогу. Чем четче определялся статус педагогической психологии, тем шире раздвигался круг ее научных интересов, тем четче обозначались главные действующие лица этой науки, среди которых педагог занимает ведущее место.

Литература:
1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII – XIX веков. – М., 1947
2. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия и ее главнейшие идеи, направления и деятели. – СПб., 1914. – С.82-83.
3. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. Т.1. – М. – Л., 1950. – 775с.
4. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. 2-е изд. – М.: Изд. центр “Академия”, 1997. – С.320-321.

 
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru