На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Личностно-ориентированная педагогика  
|| Теория образования *
==== *
Использованы материалы учебного пособия:
Сластенин В.А,,Исаев И.Ф.,Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика, М., 2000

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, общественных и природных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

Человек выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Понятие «воспитание» является одним из ведущих в педагогике. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, в узком смысле – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Деятельность в этом случае называется воспитательной работой..
Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства педагогических идей.

Авторитарная педагогика сложилась уже в период средневековья и в различных формах существует до сих пор.

В противовес авторитаризму в педагогике появляется гуманистическая концепция.
В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной, сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности.
Самость – это отражение внутреннего плана развития личности, характеризует глубину индивидуальности личности.
Социумность отражает внешний план развития личности, например глубину восприятия личностью социальных ценностей, норм,обычаев, степень ориентации в них и уровень приобретенных на их основе личностных качеств.

Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания можно выделить главную – ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим становится человек в реализации культурно-гуманистической функции.

На основе этой закономерности формулируется ведущий принцип гуманистической педагогики – принцип непрерывного общего и профессионального развития личности.

При личностно-ориетированной педагогике особую важность приобретает:
· Деятельностный подход, позволяющий преобразовать совокупность внешних влияний в новообразования личности как продукты развития (больше дела, меньше слов; воспитывают не слова, а дела)

· Личностный подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей.(ребенок живет сейчас,сию минуту, а не готовится к будущей жизни)

· Полисубъектный (диалогический) подход. Педагог не учит, не воспитывает, а активизирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.(педагог не «над», а «с» учащимся)

· Индивидуально-творческий подход, который позволяет учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей

· Профессионально-этическая взаимоответственность, связанная с готовностью участников педагогического процесса принять на себя заботы о гуманистическом образе жизни, соблюдении норм педагогической этики.


«Определяя воспитание как самый главный фактор, влияющий на развитие личности, можно…впасть в ошибочное представление о его всемогуществе. Наш опыт воспитания говорит как раз об обратном .Насилие, сопровождаемое угрозами и страхом наказания за непослушание, способствует усилению приспосабливания человека к требованиям воспитателя»

Белухин Д.А.Основы личностно-ориентированной педагогики,Ч.1,1996
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru