 |
|
 |
 |
 |
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, общественных и природных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.
Человек выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Понятие «воспитание» является одним из ведущих в педагогике. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, в узком смысле – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Деятельность в этом случае называется воспитательной работой..
Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства педагогических идей.
Авторитарная педагогика сложилась уже в период средневековья и в различных формах существует до сих пор.
В противовес авторитаризму в педагогике появляется гуманистическая концепция.
В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной, сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности.
Самость – это отражение внутреннего плана развития личности, характеризует глубину индивидуальности личности.
Социумность отражает внешний план развития личности, например глубину восприятия личностью социальных ценностей, норм,обычаев, степень ориентации в них и уровень приобретенных на их основе личностных качеств.
Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания можно выделить главную – ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим становится человек в реализации культурно-гуманистической функции.
На основе этой закономерности формулируется ведущий принцип гуманистической педагогики – принцип непрерывного общего и профессионального развития личности.
При личностно-ориетированной педагогике особую важность приобретает:
· Деятельностный подход, позволяющий преобразовать совокупность внешних влияний в новообразования личности как продукты развития (больше дела, меньше слов; воспитывают не слова, а дела)
· Личностный подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей.(ребенок живет сейчас,сию минуту, а не готовится к будущей жизни)
· Полисубъектный (диалогический) подход. Педагог не учит, не воспитывает, а активизирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.(педагог не «над», а «с» учащимся)
· Индивидуально-творческий подход, который позволяет учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей
· Профессионально-этическая взаимоответственность, связанная с готовностью участников педагогического процесса принять на себя заботы о гуманистическом образе жизни, соблюдении норм педагогической этики.
|
|
 |
 |
|
 |
|
 |
 |
|
 |