На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Как помочь ребенку выбрать профессию?  
|| Консультации *
==== *
Возможно все это плод моего больного воображения и проблема проблемой не является. Ребенок в 7 классе, последнее время стал приносить со школы разные книжечки про профориентацию, тесты по 200 вопросов и, наконец, последняя брошюрка выдала "на гора" результат сего Эксперимента. Профессии, наиболее подходящие: водитель автобуса. Надеюсь это шутка. А если нет? Может, и правда мы сильно перецениваем способности сына и пора посмотреть со стороны? А как? Вот вопрос!
МАРИНА
Ирина Писаренко:
Давайте разберемся по очереди.

Первое. Кому принадлежит инициатива в определении профессиональных предпочтений? Если ребенку - поздравьте себя, у вас вырос человек, уже в 14 лет задумывающийся о будущем.
Если школе - быстренько подключайтесь, чтоб не наломать дров.

Как?
Для начала я предлагаю Вам ВМЕСТЕ с ребенком протестироваться с помощью известной методики Голомштока "Карта интересов". Она предполагает определение ОБЛАСТЕЙ профессиональной деятельности, а не конкретной профессии. (https://onlinetestpad.com/ru/test/100-karta-interesov-golomshtoka )

Дальше поразмышляйте (в рамках полученных результатов), какую работу в ЭТОЙ области мог бы выполнять ребенок. Прочитайте (в другой ссылочке: http://acareer.ru/professions/abc_professions.htm - описание профессий в алфавитном порядке) о той или иной профессии.
Подумайте, какие качества нужно иметь, чтобы эту работу выполнять.

Таким образом у вас появится две категории: ИНТЕРЕСЫ ребенка (по Голомштоку) и СПОСОБНОСТИ выполнять интересующий вид деятельности.

Дальше нужно посмотреть, чего ребенку не хватает, чтобы заниматься любимым делом. Соответственно, попробовать РАЗВИВАТЬ эти качества. В любой профессии есть Генераторы, есть Исполнители, есть Обслуживающие (профессию). (Пример: Режиссер-Актер-Осветитель, и все они работают в ТЕАТРЕ).
Ничего "плохого" в том, что ребенок не тянет на Режиссера, нет. Чего бы стоили те режиссеры, если бы их фильмы плохо снимали или плохо играли.:)))

Мне кажется, идею "Мамы разные нужны, мамы разные важны" нужно «имплантировать» ребенку как можно раньше. Тогда он не будет страдать от иллюзорных амбиций, а будет искать СВОЕ место в занимающей его ОБЛАСТИ.
По-моему, очень много проблем у людей возникает потому, что мы стремимся занять не СВОЕ место, а КАЖУЩЕЕСЯ нам престижным. И от этого - кризисы, разочарования, зависть... Вы ничего не написали о том, как САМ сын отнесся к результатам диагностики? (Вообще-то странно, что выдали даже марку а/м - "водитель АВТОБУСА" :)). "Автогонщик" - звучало бы приятнее, наверное.:)) ).

Я думаю, что все это "тестирование" - просто хороший повод поговорить с ребенком о его будущем, откорректировать его представления о профессиях и жизненных ценностях. Ну, и о себе рассказать немножко..:)) Кстати, я до сих пор помню результаты СВОЕЙ диагностики по Голомштоку (тестировались мы с подружкой в 6 классе). И все они ПОЛНОСТЬЮ совпали с теми интересами, которые не отпускают меня до сих пор.:))
Ирина Писаренко
 
Старшим детям 14 и 12 лет. Очень нас, родителей, беспокоит, как же все-таки помочь им не ошибиться в выборе профессии.
Может быть попробовать какое-то очное тестирование? Беспокоит одно - не сработает ли страх, как перед экзаменом. Что Вы думаете по этому поводу?
ТАТЬЯНА
Ирина Хоменко:
Татьяна, Вы очень здорово поставили вопрос: как НЕ помешать в выборе профессии!

Очень часто родители стремятся активно ПОМОЧЬ ребенку в этом, и не всегда такая тактика приносит лучший результат.:) Особенно хорошо это видно на примерах разных династий: если ребенок выбирает "не ту" профессию, которую выбрали его отец, дед и прадед, :), то он подвергается всеобщему осуждению - необходимость "продолжать дело" висит над ним дамокловым мечом.

Кстати говоря, такая ситуация может сложиться и в семьях БЕЗ династий - к примеру, когда родители пытаются через ребенка удовлетворить свои тайные амбиции или таким образом исправить СВОИ жизненные ошибки.

На мой взгляд, самый безболезненный путь "профориентации" - это дать сыну или дочке попробовать МНОГО и РАЗНЫХ видов деятельности, побывать в РАЗНЫХ ситуациях (в коллективе и в одиночестве; в активной и пассивной позиции и т.д.) Тогда ребенок сможет выяснить, К ЧЕМУ он имеет ИНТЕРЕС, и к чему - СКЛОННОСТЬ. Это РАЗНЫЕ вещи.:)

Зачастую дети ошибочно путают их и потом расплачиваются за это всю свою жизнь. "Нравится" может не перерасти в "МОГУ".

Чем могут помочь ребенку родители - так это предоставлением БАЗЫ для познания профессий разных типов. Хорошо бы почаще водить ребенка на работу к своим друзьям и знакомым, бывать с ним в больнице (если представилась возможность навестить там кого-то), милиции (допустим, вам надо что-то там выяснить), зоопарке, автостанции (при ремонте автомобиля) и т.д.

Важно всегда обращать внимание ребенка на субъекта профессиональной деятельности (иными словами, обращать его внимание не столько на вашу проблему, которую вы пришли решить в автосервис, сколько на работу слесарей и мойщиков - т.е., ПРОЯВИТЬ их образ в глазах ребенка, рассказать об условиях их работы и т.д.).

Почему дети склонны выбирать профессии родителей?
Да потому, что они частенько лишь с ними и знакомы. Или, наоборот, имеют определенные представления о другой профессии только по фильмам и книгам. А там все выглядит куда как заманчивее, чем в жизни.
Значит - ЗНАКОМЬТЕ ребенка в РЕАЛЬНОЙ жизни с видами труда. В этом случае он сможет примерить эту деятельность на себя.

Про тестирование. Я бы пока не спешила.:)
Специально для вас (а, может, и другим это пригодится!) я нашла в сети множество тестов он-лайн, помогающих ребенку понять себя, разобраться в мире профессий (см.выше) Их можно использовать не столько для качественной экспертизы, сколько для разговоров с детьми, для сравнения СВОИХ результатов с ЕГО результатами. Это - прекрасная возможность поговорить о РАЗНОСТИ людей и НЕОБХОДИМОСТИ разных видов деятельности для ОБЩЕСТВА.

Надо бы объяснить сыну, что он обязательно найдет СВОЕ место в жизни. Но для этого надо его ИСКАТЬ.:)

Успехов!
 
 
Постскриптум. Сообщение от одного из детей, воспользовавшихся нашими рекомендациями.

Миша:
Здравствуйте Ирина (не знаю Вашего отчества)!
Спасибо Вам за большое количество тестов. Недавно я закончил экзамены и с удовольствием погрузился в прохождение этих тестов. В основном радует, что почти все дают результат, соответствующий моим характеристикам, несмотря на большую разницу в вопросах. Наверное, лучше написать обо всех по отдельности.

http://kemocpom.chat.ru/marsh.html - Супер Тест!!! Он действительно оказался очень интересным. Вопросы показались мне странными: не понятно зачем такие нужны, но значит так надо. Главное, результат меня порадовал. В нём на самом деле отражались мои способности. Теперь важно правильно выбрать профессию, но это уже моя задача.

http://iwep.ad-sbras.nsc.ru/test/ - СайТест. Здесь находится несколько интересных разделов, которые вкупе дают удивительно точную картину. Например, с помощью теста биоритмов я понял, почему легко сдал все экзамены. Мои биоритмы были тогда на подъёме. Есть тест на совместимость. Тестировались мы, например, вместе с братом и остались довольны, потому что по результатам очень даже можем хорошо существовать вместе. Получилось, что проблема наших ссор не в не совместимости, а в нас. Всем родителям советую для улучшения отношений подсовывать этот тест детям. Если окажется несовместимость, то по крайней мере будет понятна проблема и её можно будет обсудить.

http://www.bitnet.ru/psycho/maturity-q01.html - Тестирование на степень зрелости мне не очень понравилось. Слишком большое количество вопросов (полчаса делал), а результат какой-то скромный получился, вообще без описания. И попал я в категорию не подростков, а юношей. Может так оно и есть.

http://www.uhss.spb.ru/comments/profes.html - Тест на профориентацию. Очень хороший сайт. Там выбираешь профессию, какую хочешь, и отвечаешь на вопросы. А потом смотришь, подходит ли тебе эта профессия. И видишь результат того, сколько ещё людей выбрало эту же профессию.
МИША.
 
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru