На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Как относиться к бомжам?  
|| Консультации *
==== *
Как преподносить детям такое явление современности, как ассоциальные элементы - БОМЖи, наркоманы, алкоголики и проч. Очень важно соблюсти грань, и, несмотря на брезгливость, дать понять ребенку, что они такие же люди со всеми вытекающими отсюда правами. Но пока я чувствую, что мне только удалось запугать ребенка возможными последствиями общения с ними, а также возможными последствиями перехода в ассоциальную группу, к чему ведут нецензурные выражения, употребление алкоголя и наркотиков и проч. А вот гуманитарный аспект, кажется, упущен?
АНЯ
Вот что меня иногда удивляет в родителях, так это их совершенно нелогичное, бессистемное "употребление" разных, порой ПРОТИВОположных воспитательных стратегий.:((
Поясню (безадресно, просто это меня сильно тревожит, как Базовая проблема семейного воспитания).

Вот, смотрите.
Мы хотим (?) воспитать ребенка-субъекта (субъекта деятельности, отношений, мировоззрения и т.д.) - то есть, человека, обладающего как минимум, самостоятельностью мышления.

И как мы это ФОРМИРУЕМ?
Мы говорим ему - "С этими - не водиСЬ!", "С теми - не дружИ!", "Этих - сторониСЬ!". (Вариации - "Игрушку не отдавай!", "Внимания не обращай!", "В лужу - не лезь! (Лезь!)")

Обратили внимание на повелительное наклонение? ПОВЕЛЕВАЕМ. ЗАПРЕЩАЕМ. КОМАНДУЕМ. Откуда ж субъектность-то появится?...Откуда ж он возьмется-то, - Мыслитель, если мы лишаем его ОПЫТА? (Или хотя бы размышлений, Выбора?)...

Теперь ближе к теме. Сначала я выскажу СВОЕ отношение к бомжам, а потом - МОЕ понимание того, как могут реагировать на вопросы ребенка родители.

На мой взгляд, "асоциальные явления" были и будут всегда. Чаще всего, конечно, люди попадают в это положение с помощью своего личного "вклада". Но бывает, что и нет.:( Гарантии, что никто из нас, "социальных" элементов :)), не окажется на месте спившегося или бездомного человека, вряд ли возможны. Жизнь - она бывает разная. А потому, ИМХО, именно на примере ЭТИХ вот людей и можно понять уровень своей толерантности, ПОНИМАНИЯ.

Если, конечно, мы придаем большое значение Статусу человека, то - да, опустившихся людей можно презирать.
Если обращаем внимание прежде всего на Человеческие
качествам, то можно и погодить....

Вы уверены, что бомж заведомо хуже ваших соседей, которые занимаются распространением наркотиков или подпольной торговлей некачественной водкой? Я - не уверена. А потому лично для меня статус не может быть признаком однозначного отношения к человеку.

С алкоголиками - разговор вообще особый. Есть масса примеров, когда именно поддержка и НЕотвержение общества помогало таким людям встать на ноги, и принести пользу людям. Я уже не говорю о труде подвижников, которые возятся с такими "элементами" с помощью разных методик и вообще бескорыстно. ЭТИХ людей тоже надо презирать за то, что не брезгуют подать руку законченному алкашу? Ну, про Христа и Мать Терезу вообще не упоминаю.:) Интересно было бы послушать ИХ аргументы по поводу общения с "отбросами общества"...

В общем, гуманитарный аспект проблемы налицо.:( А при разговоре с детьми, я считаю, ВСЕГДА нужно представлять РАЗНЫЕ точки зрения.
Элементарное "меню" в разговоре с ребенком может выглядеть примерно так: "Есть вот такая точка зрения, есть вот такая. И каждая в чем-то права. Мне ближе вот это; но часто я думаю, что, возможно, и ошибаюсь..." Здесь что главное? Чтоб ребенок ЗАДУМАЛСЯ, напрягся, стал думать ДАЛЬШЕ. Иногда люди 10 лет думают про какое-то решение, и ЭТИМ развиваются. Задача родителей - представить ПАЛИТРУ, а уж картинку ребенок самостоятельно изобразит.

Помните тему о "фильтрах"?"
Фильтр" - это не однозначное "хорошо" или "плохо". Это "флажок" - "Задумайся! Возможны варианты!"
Сегодня, пока я писала ответ на это сообщение, мне пришла в голову простая мысль. Ребенок никогда не испытает интереса к какому-то явлению, если он не готов его понять. (Ну, как?):)

Выготский вообще считал, что обучение должно предшествовать пониманию (возможности обучиться конкретному навыку). Но это не по теме уже.:) Так что, если принять во внимание, что ребенок проявил интерес к бомжам САМ, то тут-то и надо обозначить спектр мнений на этот счет. А уж "сторониться" или "дружить" пусть сам решает. Так же, как и - подавать или не подавать милостыню. К примеру, для меня этот вопрос так до конца и не ясен. И часто - ситуативен. Что ж говорить о ребенке?

Кстати, например, в нашей семье отношение к "асоциальным" элементам скорее жалеющее, чем активно агрессивное, хотя сто раз они и щетки с машин снимали, и в подъезде пачкали, и на черной лестнице жили и мусорили... Но почему-то вот брезгливости у меня к ним НЕТ. Жалко их, и все. Может, мне везло как-то, но мое общение с такими людьми никогда не было конфликтным. А вот добрые поступки они для меня делали.

И еще про инфекцию.:) Вспоминая, до скольки лет дожила Мать Тереза, невольно задумаешься - как же к ней всякая зараза не приставала? Мне кажется, что люди с чистыми помыслами в этом смысле неуязвимы.:))

P.S.Мнение официальной педагогики может вполне не совпадать с авторским.:))
Ирина Хоменко
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru