На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Надо ли заставлять ребенка заниматься музыкой?  
|| Консультации *
==== *
Надо ли привязывать детёныша (6 лет) к инструменту, если есть способности и ему нравится играть, но он ленится? Дочка не может организовать себя и сесть заниматься, но когда усаживаю, играет с удовольствием. А если говорю, что может лучше отказаться от занятий музыкой, то почти в рёв: «Хочу играть!» Может быть, ещё рано ждать от нее сознательного отношения в таком возрасте? Может, так и надо за руку подводить? Если да, то - как ещё долго?
МЭРИ
Я пришла к выводу, что способных детей заставлять заниматься необходимо, так как они сами не всегда могут себя организовать и нуждаются в некоторой внешней силе.

У нас была аналогичная ситуация. Когда сыну было 5 лет, мы решили серьезно учить его английскому языку.
Пообщались с раными учителями и наконец нашли опытного и доброжелательного педагога, преподавателя государственных курсов ИнЯз.
Позанимавшись с сыном несколько раз, она сказала нам, что у него большие способности к языкам (артикуляционный аппарат так устроен) и желательно не упускать эту возможность.

Конечно, 6-летнему человеку все эти "необходимые" занятия таковыми не казались. Он без конца придумывал, что у него болит голова, рука, нога, живот и т.д. Когда его однажды "раскусили" (мальчик рос очень здоровым, и было ясно, что резкое «ухудшение» здоровья слишком подозрительно), муж сказал ему очень серьезно: "Запомни, пожалуйста: несмотря на все твои хитрости, английским ты заниматься будешь, хочется тебе этого или нет."
После этого сын понял, что это как раз тот случай, когда придется подчиниться, хотя мы всегда предоставляли ему огромное поле выбора. Однако в этой ситуации выбора ему было НЕ ДАНО. Реально мы понимали, что мы не сможем заниматься с ним сами (оба много работали), а потому упускать возможность воспользоваться услугами на редкость компетентного человека было бы неосмотрительно. Да и в то время развивающих методик для детей было не так много. Плюс мы жили в та-аких новостройках, что там и хлеба было негде купить, не то что учителями разбрасываться.:)

Я не считаю это каким-то ущемлением прав ребенка, тем более, что результаты были просто потрясающие: эта женщина оказалась права. Сын легко поступил в английскую школу, а в 5 классе быстро освоил еще один язык – немецкий (в объеме средней школы), потом начал учить финский. И - никаких там коммуникативных барьеров. :)
Этот пример я привела Вам для того, чтобы проиллюстировать последствия подобного «заставляния».

Почему наша стратегия сработала?
Я думаю, что здесь действует вот какой механизм.

Когда ребенок действительно имеет способности, с ростом его компетентности растет и его чувство уверенности в себе, повышается самооценка.
=>
С ростом самооценки появляется желание заниматься этой деятельностью, так как когда что-то получается хорошо, человек хочет идти дальше, то есть совершенствовать свои навыки.
=>
Когда человек овладевает Ремеслом, появляется и желание Творить. (Как пример: для того, чтобы вышивать изящные картины, для начала нужно научиться держать иголку, вдевать нитку, пользоваться пяльцами и т.д. То есть – нужно научиться пользоваться инструментами для Творчества.)
=>
А вот когда уже есть желание Творить, то человек начинает от этого процесса получать удовольствие .

Но это – удовольствие «первого порядка». (Удовольствие от самой Деятельности).

Но тут еще возникает и удовольствие «второго порядка» - как эта деятельность влияет на его отношения с другими людьми и на их отношение к нему.

Может быть, Вы удивитесь, однако, если ребенок проходит вот эту цепочку развития своей компетентности в какой-либо деятельности, то его социальный статус в глазах сверстников непременно повышается, и такие дети чувствуют себя гораздо увереннее в среде ровесников, так как видят мир с «иной точки зрения», не доступной другим. Получается как бы очевидное преимущество, дополнительное «очко» при определении социально-психологической «стоимости» личности.
Тут уж включаются другие ресурсы - детям нравится блистать, хоть в чем-то быть лучше других.

Что еще немаловажно учитывать, «толкая» ребенка к занятиям той или иной творческой деятельностью, так это то, что, закрепившись в ней со временем, он обретает и дополнительный социально-профессиональный круг, новые перспективы, новые модели взаимоотношений.
Согласитесь, что аудитория, к примеру, детского театра намного немного отличается от аудитории подворотни.:)

Повторю еще раз: обязательно надо убедиться, что у ребенка есть способности, которые необходимо развивать. Если, наоборот, родители ориентированы лишь на абстрактное «обучение музыке» или «занятия спортом», то насильственные методы могут просто-напросто оттолкнуть ребенка от музыки или спорта в принципе.:(

Что делать родителям, которые не знают - есть способности или нет?
Можно предложить серию занятий. Например: "Попробуй посетить 10 занятий музыкой, а потом мы решим, стОит этим заниматься или нет". (Кстати, вот как раз с музыкой у нас ничего не вышло – сын наотрез отказался ею заниматься, и мы, проанализировав положение вместе с учителем музыки, настаивать как раз не стали. Однако даже те немногочисленные попытки принесли много пользы - он научился ее СЛУШАТЬ).

И последний совет опытной мамы.:)
Если, даже при наличии способностей ребенок до такой степени сопротивляется занятиям, что ваши отношения существенно портятся (не кратковременно, а перетекают в хроническую семейную проблему), перестаньте настаивать на своем. В конце концов, отношения всегда дороже. Талант, выращенный на такой жертве, редко приносит счастье своему владельцу.:) Нельзя развивать одно и губить другое.

Да, а на Ваш вопрос "долго ли еще водить за ручку?" я бы ответила так.
Как только дочка почувствует Мастерство, Творчество, "перешагнув" через гаммы, вот тогда и отпускайте потихоньку, не забывая восхищаться и поддерживать ее желание стать хорошим музыкантом (не обязательно профессиональным). По моим наблюдениям, пару лет еще как минимум Вам этому посвятить придется. Только не "бросайте" ее в 1 и 5 классе - это очень сложные этапы в жизни детей.*


*На эту тему на нашем сайте есть статья: И.Хоменко.«Особенности адаптации детей к школе»
Ирина Хоменко
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru