На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Как научить ребенка договариваться с родителями?  
|| Консультации *
==== *
Наш ребенок ни в какую не хочет с нами договариваться. Пробовали и так, и эдак, - он ни на что не соглашается. Например, мне нужна подушка, с которой он играет (я спать хочу!), а он не отдает. Дело доходит до истерик, и мы с мужем просто не знаем, как поступать. Действовать насильно? Уступать? Плакать при нем, чтоб ему нас жалко стало?
Скажите, пожалуйста, как можно действовать в подобных случаях? Как можно научиться договариваться с ребенком и, главное – его этому научить?
КАТЕРИНА
В подобных случаях хорошо подходит идея Правил Дорожного Движения (ПДД).

Если Вы помните, в ПДД четко отрегулированы права и обязанности ВСЕХ участников дорожного движения.:) Человек, намеревающийся водить машину, сдает экзамен, - то есть, он соглашается с этими условиями. И хорошо представляет себе ответственность - свою и других.

Поэтому для начала надо бы разобраться в Системе Отношений внутри семьи: что принято, что не принято, что будем делать, что НЕ будем делать, и - какие последствия того или иного делания/неделания могут наступить.

Если ребенок точно знает, что в ответ на его "Не отдам!" есть ваше (и Ваше) "Не помогу! (не почитаю, не поиграю и т.д.)", он очень быстро поймет ВЗАИМОСВЯЗЬ прав и обязанностей, желаний и ограничений. Ему может открыться, что родители - тоже люди.:))
Частенько "приватизация подушек" связана именно с тем, что ребенок считает, что ДРУГИЕ вообще не имеют никаких потребностей, а лишь хотят повредничать.:)) Актуализация чужих потребностей становится понятна лишь тогда, когда ребенок встает в Иную позицию, и начинает понимать и чувствовать все на собственном опыте.

Второй момент в этих же ПДД - это поведение участника на дороге и своевременное предупреждение о своих намерениях.
Допустим, если Вы решили повернуть направо - вы СНАЧАЛА включаете правый поворот, а ПОТОМ совершаете маневр. И другие участники могут своевременно подготовиться к Вашему маневру - перестроиться в другой ряд, притормозить и т.д.

Проводя аналогию с ребенком, можно действовать точно так же: сначала предупреждаем, ("включаем поворотник", даем время на "подстройку"), а потом совершаем действие.
Маленькие дети не могут (объективно) "перестроиться" (перестроить свою деятельность) мгновенно. Им нужен некоторый люфт, чтобы ПЛАВНО завершить свое занятие. Тогда у них есть ощущение, что они САМИ (добровольно) совершили то, о чем вы их попросили.
Если же взрослые прерывают планы малыша неожиданно, то тут-то и начинается протест.:)

В нашей семье этот метод всегда работал прекрасно, и со временем я уже точно знала, за сколько минут нужно предупредить малыша о том, что пора заканчивать игру, или пора отдать мне подушку.:) ("Ты еще поиграй с ней 15 минут, а потом мне отдашь, ладно? Я спать пойду, мне без подушки неудобно" Часто помогали часы - "Вот, поиграй, пока стрелочка до этой цифры не дойдет, а потом пойдем мыться и спать."

Но этот метод работает тогда, когда:
а) ребенок знает, что вы всегда сдержите свое слово
б) ребенок знает, что вы себя тоже можете ограничивать
в) у ребенка есть ИНЫЕ возможности проявить свою самостоятельность и взять «руль» в свои руки хотя бы в некоторых областях своей и вашей общей жизни.

Итак, три идеи для формирования умения договариваться:

1.Идея Баланса
-наличие не только прав, но и обязанностей
-учет прав и мнений не только взрослых, но и детей во всех сферах жизни семьи
2.Идея Последовательности
3.Идея Своевременности

Успехов!:)
Ирина Хоменко
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru