На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Как бороться с жадностью?  
|| Консультации *
==== *
Ирина, а как Вы боролись с жадностью ребенка? Наверное, все дети бывают жадными в определенном возрасте, и надо знать, как на это реагировать родителям. Не хотелось бы создавать проблемы малышу в будущем, ведь в школе жадин не любят.:))
ЛЕНА
Рассказываю.:)) Вернее, покажу на 2-х примерах, о которых вспомнила. Ну, нет, придется для начала немного обрисовать, что представлял из себя наш ребенок эдак так года в 2.

Как-то приходит к нам в гости соседка (а с соседями у нас всегда были чудесные отношения) и дает ребенку 2 шоколадных (вкусных!!!) конфеты. Ребенок знает, что до ужина есть конфеты нельзя (а мы только вошли в дом), поэтому говорит соседке "Спасибо" и кладет их на стол. Соседка уходит с чем-то (за чем она к нам забегала), мы ужинаем пока без папы (он приходил поздно), потом я с интересом жду: как будем делить конфеты, "подаренные" ребенку.

Напомню несложную арифметику: нас двое, конфет тоже 2. Ребенок смотрит на меня ангельским взглядом, разворачивает одну конфету и съедает ее. Я внимательно слежу за судьбой другой.

Интересуюсь у него: как он предполагает поступить с другой конфетой? Сын мееееееедленно разворачивает другую конфету, потом быстро-быстро засовывает ее в рот (она плохо помещается! :)), и говорит мне: "А уже нету". (Спрятал в надежное место!)

Я, конечно, громко сокрушаюсь, что это ужасный поступок, что так друзья не делают, что мне тоже хотелось конфету...

Приходит муж - я ему с порога говорю:"Ты представляешь! У нас тут такое случилось!" Муж сначала пугается, потом по моему тону понимает "воспитательность" реакции и "подыгрывает", сокрушаясь неблаговидности поступка (Не поделился с мамой!).

Сын, похоже, смущен...но не тем, что не поделился, а тем, что не сумел съесть их, пока я не видела.:)) Попутно замечу, что наследственность у малыша была такая, что ему было в кого быть жадиной. Я этого всегда боялась - от жадности и зависть, и ревность, и злобность (все, что мешает людям нормально жить), поэтому и чутко следила за развитием этого качества.

Был такой случай: сын не давал свои игрушки двоюродному брату. Брат был старший и отнимать не мог. А добровольно - никак. "Мои!" - кричит сын, и никакие обмены его не соблазняли.

Тогда моя мама (этот случай мне рассказала она) попросила сына собрать все свои игрушки, взять их в руки и сидеть в углу с ними (устоять с таким количеством было невозможно), играть самому. Он посидел-посидел (то есть, понятно - зоны игры детям разделили), и стало ему скучно.:) Просится играть в центре,
"вместе", но мама не разрешает. "Твои игрушки? Только твои, никому не дашь? Тогда и играй с ними сам. Играй, играй". Подумал-подумал...Нет, не хочется самому играть со своими игрушками... Тогда мама предложила правила создать, по которым бы определялся краткосрочный владелец игрушек (кто и с чем и как долго играет).

Знаете, помогло! (Это я и про правила, и про желание никому не давать свои игрушки).

Потом, позже, в детском саду воспитатели удивлялись, что нашему ребенку удается без ссор каким-то образом мирно решать проблему с новыми игрушками (как-то он научился договариться с детьми), да и свои отдавал и не хныкал.

Есть ведь такие дети - сначала отдадут, а потом жа-алко. Здесь, я думаю, сработал принцип договоренности (правила надо соблюдать, это для всех удобно).

Другой пример, который мне вспомнился - это как мы делили однажды яблоко. Пример зверский, не пугайтесь и не обвиняйте, что я плохая мать.:))

Принесла опять же другая соседка нам одно яблоко. Сказала "Нате вам!". То есть, яблоко было общей собственностью.

Когда пришла пора его делить (есть), то я спрашиваю: как делить будем? Он: я маленький, это яблоко для меня! (Хорошо со своими правами разобрался, ничего не скажешь!)
- То есть, -говорю, - ты мне яблоко не дашь?
-Нет, говорит, - не дам...

Я подумала секунд 5 и говорю:
- Знаешь, лучше уж Я тебе его не дам, и съем это яблоко сама целиком. Посмотрим, понравится тебе это или нет?

И начинаю есть это яблоко. Ребенок от ужаса вытаращил глаза! Яблоко-то жалко! Ему же оно положено! Как же так-то? Короче, до половины доела, смотрю - уже все понял мой сын, дошло до него - как это, когда с тобой не делятся...

Отдала я ему его половину и говорю: видишь, как это обидно, правда? Согласился...

Хотя, по законам педагогики, наверное, надо было его доесть полностью, то есть, осуществить план ребенка в зеркальном варианте. Не смогла...:)

Из этого эпизода сын вынес простую идею: для того, чтобы получить, надо поделиться. Иначе тебе может попастся тот, кто сильнее тебя.

Не знаю, от этого ли "яблока" развилось у него это простое умение (способность к компромиссным решениям), но впоследствии я замечала, что он невольно вспоминал этот случай, когда вставал вопрос с "поделиться".

Иногда уточнял: не поделюсь, отберете все? :) Предполагаю, что мои примеры могут вызвать неоднозначную реакцию у гуманистически настроенной общественности.:)

Но это как раз тот опыт, который я могу осмыслить уже сейчас, и который я сейчас оцениваю как верный, т.е. принесший ожидаемые плоды.

Есть разные дети (я в детстве всегда охотно делилась, да и сейчас никому не завидую, это здорово облегчает жизнь), у некоторых это качество (жадность) носит временный характер.

Но наш случай был иным, и мы это понимали. Ребенок физически страдал от своей жадности, захлебывался в слезах, расставаясь с игрушкой в обмен на чужую (хотел две и сразу).

Поэтому именно это качество потребовало от нас специального отношения. Если же ребенок не имеет проблем со сверстниками или вам лично не обидно, что он все ест один, :), тогда не о чем беспокоиться.:))

В нашем случае (тогда) мы не могли позволить себе купить больше яблок или конфет, жили очень скромно, а потому принципа "Все лучшее - ребенку" не придерживались.:))

Да, естественно, мы всячески поощряли сына за хорошие и бескорыстнае поступки (опять тем же способом: Представляешь?!! Наш сын сегодня поделился! (отдал, уступил поиграть и т.д.). Кто ж не любит, когда его хвалят?

Причем, до этого сын лучше соглашался быть жадиной (так и отвечал на вопрос:"Неужели ты такой жадина?!", - "Да, я жадина."), чем отдать что-то свое.

Проследите за своим ребенком - насколько ему его жадность мешает в общении с людьми и с самим собой. Может быть, и нет повода для тревоги? :))

Удачи!
Ирина Хоменко
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru