На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Нужно ли учитывать желания ребенка?  
|| Консультации *
==== *
Обнаружив какую-то способность у ребенка, и не только способность, а порой необходимость сознательно развивать какое-то умение (знания и так далее), можно напороться на нежлание и порой активное нежелание этим заниматься. Как преодолеть этот этап? Ирина, как вы преодолевали сопротивление сына?

И еще вопрос - люди. Для нас это может стать весьма серьезной проблемой (другая страна, некоторая замкнутость родителей, работа, не сильно завязанная на людях) - думаю, что это наши проблемы и надо выходить в свет, но вот как? Может, подскажете какие-то пути?

И еще вопрос - ваш сын как-то оценивает вложенное в него? В смысле: понимает, ценит? Есть ли у него самого критические замечания, например, где-то недовложили, что-то хотелось бы сделать по-другому (с ЕГО точки зрения :-)) ??
ЛЕНА
Вопрос, конечно, интересный.:)
К сожалению, я не отношусь к тем родителям (и педагогам), которые опираются ТОЛЬКО на желание ребенка. И вот почему.

Есть дети-генераторы собственной жизнедеятельности, а есть - дети-аккумуляторы.:)
"Генераторы" способны развивать себя самостоятельно, они продуцируют энергию и познавательный интерес непрерывно. В этом случае задача родителей - направить этот интерес в адекватное русло.:)

Дети-аккумуляторы нуждаются в ПОСТОЯННОЙ подпитке (стимуле) ИЗВНЕ. Им хватает собственных усилий лишь для начала, а потому если таких детей не стимулировать, не помогать крутиться этому маховику, то, сделав 2-3 оборота, он останавливается.

Среди взрослых людей эти типы встречаются тоже.
К примеру, у нас работала одна секретарша, которая могла нормально выполнять свою работу при условии, когда ее раз в 2-3 месяца руководитель, В ПРИНЦИПЕ не способный на публичные претензии к подчиненным, ругал. На легкие замечания она никак не реагировала.:) А вот когда получала нагоняй,:), могла выполнить огромный объем работы, причем, без серьезных усилий. То есть, ей надо было создать НАСТРОЙ.:))

Кстати, никакие премии на нее подобного эффекта не оказывали.:) А "наезд" - запросто.:)) Вот такой феномен.:) Причем, она никогда не обижалась, так как и сама понимала, что ругали за дело.:))

Дети-аккумуляторы тоже нуждаются в периодической стимуляции. Она помогает им справиться с собственной ленью. Но! Зато когда они делают этот рывок, НАПРЯГАЮТСЯ, они и сами начинают уважать себя за эти достижения.

Однако проявлять настойчивость и ЗАСТАВЛЯТЬ детей нужно ТОЛЬКО в той области, в которой у ребенка есть способности. Нужно также быть уверенным, что тот человек, который с ним занимается, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не унижает и не оскорбляет его и является хорошим специалистом в своей области.

Если в роли такого специалиста выступаете Вы сами, то тут вообще беспокоиться не о чем.:)
Помню, когда сыну пришла пора писать сочинения, я увидела, что он просто НЕ ЗНАЕТ, с какого конца подступиться к этой работе.
Я взялась за дело и объяснила ему АЛГОРИТМ написания подобного рода работ.:) После этого все его "не понимаю", "не знаю..." я даже слушать не стала.:) Так и говорила: "Давай по порядку. Что у нас там идет сначала? Подбор эпиграфа. Иди и подбирай. Найдешь - покажи мне. Обсудим." Что ему еще оставалось?:)

Когда он попытался (в 6 лет) отвертеться от занятий английским языком с ЧУДЕСНЫМ преподавателем, обнаружившим его лингвистические способности,:), мой муж спокойно и уверенно сказал ему:"Хочешь ты или не хочешь, английским языком ты заниматься БУДЕШЬ." И это при том, что в нашей семье у каждого ее члена практически всегда есть собственный выбор. Однако мы считали, что бывают случаи, когда родители обязаны принимать решения САМИ. Просто потому, что ребенку в силу своего опыта трудно оценить ситуацию. Да и ответственность за РЕЗУЛЬТАТ воспитания лежит ТОЛЬКО на родителях.

Аналогичный случай был с театром.
Когда у сына начался подростковый возраст, у него появились дополнительные интересы, и он решил оставить театр. Дело было в середине учебного года, и в театре шли спектакли с его участием. Мы объяснили ему, что ТАКОЙ уход создаст ему репутацию ненадежного человека и активно возражали против его решения. Он ВСЕ-ТАКИ остался там. И в конце года - так получилось - его пригласили вести детскую передачу на нашем питерском ТВ.

Я помню его восторг, когда он вернулся после интервью с Ю.Шевчуком, потом - с М.Боярским и другими известными людьми. И однажды признался нам, что хорошо, что он ТОГДА нас послушался..:) Ведь все могло сложиться иначе, ЕСЛИ бы мы проявили "демократию".:)

Ребенок часто, в силу своего небольшого опыта, просто не видит ПЕРСПЕКТИВЫ. Он мыслит актуальными категориями, которые важны для него в ЭТОТ момент. Но ребенок растет, его пристрастия меняются, и однажды может оказаться, что "экспромтный" интерес перечеркнул важный и ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ Источник.:(

Поэтому для меня основной проблемой был поиск тех компетентных людей, которым я могла бы доверить диагностику способностей и возможностей моего ребенка.:)

Дальше - Ваш вопрос про Людей.:)
Вопрос серьезный.
Для создания точной картины о способностях ребенка его надо ПОКАЗЫВАТЬ (слово, конечно, не очень удачное...:)) ) разным специалистам. Надо ПРИСЛУШИВАТЬСЯ к тому, ЧТО говорят о вашем ребенке другие люди. ДАЖЕ если эти люди не сильно Вам симпатичны.:)

Как расширить число Людей?
Выход один - знакомиться с ними самим (самой).:)
Если нет возможности делать это через знакомых, подойдут и НЕ знакомые люди.:) Одно условие: эти люди должны быть интересны ВАМ. Вы должны их УВАЖАТЬ. Потому что это - своеобразная защита от "выдающихся негодяев".:) Для меня лично нравственная безупречность человека была одним из важнейших условий сотрудничества с ним. Я считала, что с недобросовестными людьми мой сын сможет познакомиться и без меня.:))

В Вашей ситуации (я правильно поняла, что Вы не в России живете?) можно расширить круг интересных людей, активно "наведываясь" к ним. Например, на выставке можно подойти к художнику и поговорить с ним; приведя ребенка в какую-то студию (или развивающий центр) не ограничиваться формальными контактами, а постараться познакомиться с руководителем (специалистом) более тесно. То же самое можно сказать и о врачах, стоматологах, водителях автобуса, гардеробщиках и продавцах. Среди этих людей встречаются очень интересные Личности. Просто потому, что редко какой человек ограничивается лишь интересом к выбранной профессии. И когда Вы стараетесь УВИДЕТЬ в человеке вот это ДРУГОЕ, человеческое изображение, вы тем самым расширяете зону развития вашего ребенка.

Я помню, как сын удивился, когда меня в день рождения поздравили врачи стоматологической клиники. А все просто.:) Мы с докторами беседовали на приеме не только о МОИХ проблемах, но и об их - тоже.:) У "моего" стоматолога дочка должна была пойти в школу, и эта проблема ее (врача) очень волновала. А тут как раз я.:) Почему не подсказать человеку нормальную школу в том районе, который я знаю?

У другого доктора как раз вторая дочка родилась. Естественно, у него вопросы - что почитать о воспитании?. Так и общались в перерывах, когда я рот открыть (вернее, закрыть) могла.:)
Вы спросите: а что конкретно дала эта моя философия "углубления контактов" ребенку?
Она дала ему ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о другой профессии. Потому что когда он тоже пошел к ним лечить свой единственный (слава Богу,за 16 лет) больной зуб, то получил массу информации о профессии стоматологов вообще и об их ОТНОШЕНИИ К ДЕЛУ в частности. Они мне потом говорили, что ТОЖЕ получили массу интересных сведений о скейтборде и основных направлениях в современной музыке.:)
Здесь, понимаете, работает идея ОБМЕНА. И идея АДЕКВАТНОСТИ, зеркальности в отношениях с миром.
Потому что у ребенка надо развивать не только музыкальные или художественные способности, но и - особенно тщательно! - коммуникативные, социальные. Тогда его познавательная база расширяется неимоверно.:))

Но, конечно, главный источник знакомства с людьми - это Дом.
Наверное, в других странах люди живут более изолированно, и приглашение в дом - крайняя мера. Но мы живем в России.:) И я рада, что у нас традиция открытости дома позволяет родителям "приносить" ребенку интересных людей "по месту жительства".:))

И последний Ваш вопрос, про оценку сыном наших усилий.
Боюсь, что СЕЙЧАС он еще не может ответить очень осознанно, потому что "вложения" продолжаются.:))
Но один эпизод меня удивил.
Мы смотрели с ним фильм, где в одной сцене девочка-подросток закатывает страшный скандал своей матери, потом хлопает дверью и уходит.
Сын сцену посмотрел, потом вздохнул мечтательно: "Эх, как мне вот ВСЕГДА хотелось устроить вам вот ТАКОЙ скандал, хлопнуть дверью, чтоб стены задрожали!..."
Я удивленно спрашиваю: "А за чем дело-то стало? Почему же не хлопал? Не закатывал? Не кричал? Боялся, что ли?..."
Он рассмеялся и говорит: "Так вы ж повода мне не давали! У меня и так все права в доме были, придраться прямо не к чему было!"

И тогда я поняла, что быть слишком демократичными и хорошими родителями - не здорово.:) Ребенку ТРЕБУЕТСЯ выплеск энергии. Ему ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно побороться с родителями. (Хотя мне всегда казалось, что этих битв хватало, так как ребенок у нас очень активным был всегда, особенно в года 3-4):)) Видимо, опыт ОТСТАИВАНИЯ своих прав - тоже важен. А мы его вот так "подвели"...:)

Ценит ли он наши усилия?
Да. Мне кажется, что он вообще очень благодарный человек. Пожалуй, и не только по отношению к нам.
Но, конечно, все проявится только тогда, когда он выйдет в самостоятельное "плавание". Тогда и будем делать окончательные выводы...:)
Ирина Хоменко
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru