На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Детский сад и индивидуальность ребенка  
|| Консультации *
==== *
Вот и пришла пора отдавать ребенка в садик. Но меня очень беспокоит то, что там могут задавить его индивидуальность, он может набраться там как хорошего, так и плохого. Подскажите, пожалуйста, как сохранить в садике индивидуальность ребенка?
НАТА
Ната, а что Вы понимаете под "индивидуальностью"? Ведь самостоятельность мышления, умение управлять собой, ответственность и т.д. отрабатываются только при регулярных "тренировках", во взаимодействии с другими.

Это как изучение правил дорожного движения - навыки лучше формируются при езде на оживленных магистралях, чем на пустынных сельских дорогах. И задача родителей здесь - помочь ребенку избрать правильный способ отстаивания своих интересов (это пригодится в будущем).

Кстати, современная педагогика делает акцент именно на воспитании космополитичных качеств ребенка, умении принимать чужую автономию и не забывать о своей.
Ирина Хоменко
 
Тогда расскажите, как родителю это отрабатывать. Может я и не права, но под индивидуальностью своего ребенка я понимаю его манеру поведения, его характер, его интересы, его мышление и т.д. А когда ребенок вступает в контакт с другими детьми, это не обязательно садик, то не сохраняет и показывает свою манеру поведения, а впитывает чужую. Это не общее правило, это особенность ребенка. Есть дети, которые сохраняют свою индивидуальность и придерживаются своих придуманных правил. А есть дети, как мой ребенок, которых очень легко убедить раз, а потом - крайне сложно. Мне, например, очень сложно это дается. А дальше будет еще сложнее, когда ребенок решит для себя, что поступать, как это делает кто-то правильно и нужно. Так как ребенку сохранить свою автономию? Правила поведения еще можно объяснить, но как объяснить, что ему нужно быть собой?
НАТА
Ната, Вы хорошо поставили вопрос: как объяснить ребенку, что ему нужно быть собой?

Это очень просто! Надо не объяснять, а показывать ему это, т.е. вести себя с ним так, как Вы ведете себя со значимым и важным человеком, к мнению которого прислушиваетесь.

Создавая такую среду дома, Вы даете ему модель человеческих взаимоотношений - лучшую из возможных (именно на этих принципах и построены все гуманистические педагогические системы).

Когда ребенок от авторитетных для него взрослых (коими являетесь Вы) получит навыки партнерского взаимодействия, ему будет на что равняться и к чему стремиться вне семьи. Ребенка, воспитанного на этих принципах,(особенно если Вы постоянно объясняете ему ценность его личности и ценность личности другого), конечно же, не так просто приучить к стадному чувству в детском учреждении.

И Ваша задача - помочь ему научиться отстаивать свою индивидуальность, защищать ценности, привитые в семье. Это очень важно.

Искусственное удерживание дома - не всегда благо; статистика показывает, что "домашние" дети медленнее взрослеют, им присуще меньшее чувство ответственности, они больше и дольше нуждаются в опеке взрослых. Часто они в сложных ситуациях опираются не на силу собственной личности, а на помощь взрослых (отсюда и "ябеды" - им нужно покровительство взрослых, они от них сильно зависимы -т.е., следуют семейной модели "Слушай старших (маму, папу), ничего не скрывай от нас, и тебя защитят".

Однако, конечно же, бывают и исключения - может, именно Ваш ребенок им и является (заочно судить сложно).

Что касается выбора д/сада - пообщайтесь с персоналом, "послушайте" воспитателей на прогулке - как они обращаются к детям, за что ругают детей (или нет), и Вам станет понятен их стиль общения.

Хороши сады, работающие по системе Марии Монтессори, или вальдорфские - там, конечное же, обращают внимание не только на академические успехи, но и на развитие личности детей.

Да, и не забудьте спросить ребенка, хочет ли он ходить туда, "где много ребят и интересных игрушек"? Но подготовка ребенка к детскому саду - это отдельная тема.

Ирина Хоменко
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru