На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Как научить ребенка обращению с деньгами?  
|| Консультации *
==== *
Как построить систему финансового обучения ребенка...
(Часто задаваемый вопрос)
Впервые о целенаправленном
«экономическом» воспитании ребенка мы задумались, когда ему было 6 лет, после одного случая.

Партнер моего мужа, немец, уезжая из России, оставил нашему ребенку «на мелкие расходы» сумму, эквивалентную 10$. В то время (начало перестройки) это было примерно 400 рублей – деньги по тем меркам немалые.

Конечно, мы, как вежливые родители, не кинулись тотчас
«помогать» сыну потратить эти деньги, а спокойно поехали провожать гостя в аэропорт, отложив проблему до вечера.

Когда мы вернулись домой, оказалось, что на все деньги наш сын накупил жевательной резинки (примерно 175 штук – по тем ценам).

Но – более того! – к нашему возвращению он их все уже пережевал!

Называется, «дорвался»! И это при том, что наша семья не была особенно стеснена в средствах, и мы покупали ребенку многое из того, о чем он просил.

Конечно, мы попытались объяснить сыну, что эти деньги можно было бы потратить гораздо целесообразнее, но словами жить не научишь, и мы решили научить действием. Описывать эволюцию наших исканий смысла нет, поэтому попробую изложить те принципы, на которых мы строили свои отношения с ребенком.

Возможно, какие-то из них покажутся вам сомнительными, на реализацию других у вас не хватит мужества, а следовать третьим вы не сможете из-за ресурсных ограничений. Ну, что ж! Я надеюсь, что, тем не менее, наш опыт может вам пригодиться! Итак.

Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «финансового» воспитания ребенка – это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов. Если в вашей семье ребенок воспринимается как бесплатное (ой, нет, как платное :)!) приложение к взрослому; если только взрослый имеет право на личную свободу и личные, принадлежащие только ему вещи, - то начинать обучение детей самостоятельному распоряжению деньгами преждевременно. Однако, не все так печально.

Можно посмотреть на эту ситуацию и с иной стороны. Если ребенок очень несамостоятелен, то именно ваши с ним «имущественные игры» позволят развить в нем качества субъектности.

Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это совсем не плохой путь к развитию самостоятельности мышления. Отсюда вытекает первый принцип «финансового воспитания» (ФВ):

1. Соблюдайте гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Ваш голос в данном случае – лишь совещательный. Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если оговорено, что данная вещь принадлежит ребенку – не ругайте за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Да, иногда это пережить непросто. НО: только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. (Иными словами, пусть лучше обнаружит, что зря подарил другу новенький самосвал, чем лет через 20 – что опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой).

Естественно, при появлении той или иной вещи, попробуйте найти ей «хозяина» (чья она? она в личном пользовании или в частом?) и ненавязчиво объяснить ребенку, что он может с этой вещью делать, как распоряжаться ею и т.д. Можете вспомнить и свое детство, рассказать, как лично вы берегли (или не берегли) свои игрушки, и что из этого получилось. Иными словами, прорисуйте перспективу «жизни» той или иной вещи. Тогда ребенок будет готов к тем неожиданностям, с которыми может столкнуться (потерялась, разбилась, порвалась – или: сохранилась так хорошо, что служила вам много лет, и была самой любимой).

Одно пожелание: старайтесь не запугивать ребенка печальными последствиями, иначе он может вообще отказаться от прав обладателя.)

Следующий момент, напрямую связанный с предыдущим.

2. Примите все убытки заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным. Задайте себе вопрос: согласны ли вы «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо, чем столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем? В конце концов, любые курсы усовершенствования работают за плату. Помните, что с вами ребенок учится, имея «страховку» – которой у него, возможно, не будет в дальнейшем. Поэтому пусть он при Вас совершит как можно больше ошибок! Ваша задача здесь – не ругать и укорять, А разбирать эти случаи с чисто исследовательской целью. Когда ребенок поймет, что вы хотите ему помочь, он будет прислушиваться к вашим советам.

Отсюда вытекает следующий принцип.

3. Всегда объясняйте, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важна не она сама, а обсуждение вокруг нее – возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими («Теперь ты сможешь пригласить своих друзей и послушать этот диск вместе с ними!»). Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советуйтесь с ним и при совместных (или только ваших!) покупках.

Польза двойная: увидите, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и т.д.) и получите иной взгляд со стороны.

4. Четко соблюдайте договоренность: никаких «дополнительных» финансовых вливаний, если ребенок нерационально распорядился первичной суммой; всегда отдавайте обещанное, в противном случае – не обещайте невыполнимого. Самая распространенная ошибка родителей – это компенсация утерянного (неправильно потраченного) ребенком.

Этим своим поступком вы даете ему урок: все наши ошибки оплачивает кто-то другой. Но разве это так?

5.Обязательно определите систему финансирования вашего ребенка. Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально – с 3х лет). Ведь для того, чтобы научиться чему-то, (ну, например, выращивать цветы, разговаривать по телефону и т.д.) надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении!

На основании вышеизложенных принципов, мы разработали свою систему финансового обучения ребенка. Вот ее суть.

Система финансирования. (карманные деньги) Главный тезис: Карманные деньги – это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению, несмотря иногда и на ваши советы!!! Помните, что это не способ поощрения или наказания, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент – такой же, как нож или вилка (для еды), молоток (для забивания гвоздей), лейка (для поливки цветов). Какие позиции надо определить в первую очередь?
- периодичность выдаваемых средств
- размер (сумма)
- что входит в перечень затрат
- штрафные санкции.
Периодичность выдаваемых средств: оптимально – еженедельно (и лучше – в начале недели, т.к. за выходные обычно тратится бОльшая их часть). Это для школьников. Для дошкольников, наоборот, лучше давать перед выходными, чтобы «помочь» потратить разумно, но без насилия. Наберитесь терпения сносить ужасные решения!

Размер: естественно, чем меньше ребенок, тем меньше сумма. Исходить надо из своих возможностей, но поинтересуйтесь у ребенка, какая сумма бы его устроила. Этим вы определите его запросы. Если запросы сильно высоки (часто дети, кстати, не очень требовательны), вместе откорректируйте их, объяснив, что вы можете выделить только определенные средства. Не ориентируйтесь «на соседа» или на товарищей по классу: у всех разные возможности, и это лишний повод поговорить об этом с ребенком.

Можно варьировать сумму, но не сам принцип выдачи: выдаем не за что, а на что.

Что входит в перечень затрат (или: что ребенок может и что должен покупать на эти деньги). Обязательно обговорите это с ребенком: насколько он готов взять на себя оплату тех или иных расходов. Когда ребенок совсем маленький, конечно, все деньги он может тратить на «лишнее», но по мере взросления увеличивайте сумму, добавляя в нее расходы на проезд (проездную карточку), на школьные завтраки, на оплату репетиторов, тетрадки или другую канцелярию для школы и т.д.

Напоминайте ребенку почаще, что деньги – это средство для получения чего-то, а не цель сами по себе. (Многие дети мечтают стать богатыми. Лучше, если они будут мечтать иметь деньги, чтобы…построить корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.)

Обязательно интересуйтесь, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако не настаивайте на полном отчете о личных тратах – уважайте тайны ребенка, его возможные промахи.

Иногда встает вопрос: а если ребенок потратил деньги «не туда» (особенно – с проездными)?

Первое – это показывает, что он еще не готов взять на себя ответственность за эти расходы, поэтому продолжайте покупать ему карточку сами, но вычтите по частям эту сумму с последующих выплат. Огорчитесь, а не ругайте («Я думала, что ты уже большая!…»)
Если потратил свои деньги «не так» – объясните, как надо (или как сделали бы вы) и почему именно так. Рассмотрите разные варианты и возможные последствия. Не жалейте ребенка, если он «попал» (не так потратил, обсчитался и т.д.). Лучше обсудите, почему так получилось, что он не учел. Посочувствуйте: «Ну, что ж….»

Никогда не предлагайте финансовую компенсацию. Ограничьтесь психологической. Если потерял – никогда не ругайте, иначе он будет бояться «связываться с деньгами». Скажите просто, что с вами такое тоже бывало, и не раз.

Если «загорелся» какой-то покупкой, попробуйте его «остудить», обязательно постарайтесь убедить его переждать какое-то время, искусственно «отодвиньте» срок покупки. Если потом он убедится, что вещь ему не нужна, обсудите это с ним. Напомните ему, как он хотел ее купить, и как хорошо, что не поторопился! Вспоминайте об этом опыте всякий раз, когда возникает подобная ситуация (но старайтесь вспоминать разные подобные случаи, а не один и тот же).

Штрафы.

Система штрафов – это что-то вроде деловой игры, когда убытки хоть и не смертельные, но весьма неприятные. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для вашего ребенка. Уверяю вас, вы узнаете много нового о нем – насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других.

Естественно, система финансовых штрафов применяется только с детьми старше 5-6 лет, которые понимают, что это такое. Обычно дети знакомятся с понятием «штраф» в общественном транспорте, когда некоторые люди не платят за билет.

Обычно первое упоминание о штрафах возникает в случае, когда вы даете ребенку деньги в долг. Если вы дали ребенку денег в долг – обязательно требуйте возврата всей суммы в срок. Сразу оговорите штрафные проценты (пени) и не стесняйтесь настаивать на их выплате. Пусть ребенок поймет, что за невыполненные обязательства надо платить.

Лучше, если вы закрепите свое соглашение письменно (распиской). (Это повышает ответственность ребенка перед вами за данное слово и позволит ему в будущем внимательнее относиться к чужим обещаниям, настаивать на соблюдении юридических норм).

Не давайте в долг много, соизмеряйте величину суммы с реальной возможностью отдачи. Иначе просто сделайте ребенку подарок, чтобы не провоцировать невозврат денег, но – обязательно до того, как вы договорились о займе. Пробуйте и занимать деньги у ребенка, а потом продемонстрируйте, как нужно вести себя при возвращении долга. Обязательно пишите расписку. Это повышает значимость события и дает модель поведения на будущее.

Обращайте внимание на то, приносит ли ребенок сдачу из магазина. Не лучший вариант, когда он привыкает оставлять ее себе. Более эффективно – дать какую-то сумму в виде поощрения после того, как вся сдача будет вам возвращена. Однако, на мой взгляд, лучше такого не делать, так как это выглядит как оплата за естественную помощь (см.ниже).

Вообще, письменный договор оказывает впечатляющее воздействие на детей! Как же они вырастают в собственных глазах, когда сами ставят подпись на отпечатанном листке!

Кстати, мы впервые обратились к такому способу, когда распределяли обязанности по дому: что ребенок готов взять на себя, а что делаем и за что отвечаем мы, родители.

Так вот, ребенок «подмахнул» первый договор не глядя… А когда прочитал – увидел «неточность» и завопил: «Ну, уж нет! Я так не согласен!». Однако мы ему спокойно объяснили, что все документы, которые он подписывает, необходимо перед этим тщательно изучать, так как потом договор вступает в силу обычно с момента подписания, а несоблюдение условий договора ведет к штрафным санкциям.

Конечно, он был очень расстроен за свою промашку, но сказал нам: «Хорошо, уж в следующий-то раз я буду умнее!!» (Что и требовалось нам! Ведь мы намеренно допустили ошибку в свою пользу, искусственно создав прецедент).

Еще одно уточнение. Договор составляйте на небольшой срок (на месяц, на неделю (для первоклашек, к примеру), максимум – на одну учебную четверть), ведь меняется и ребенок, и обстоятельства, и ваши взаимоотношения.

Например, сейчас в нашей семье давно не используется письменная форма договоренности: достаточно устного соглашения, которое выполняется незыблемо обеими сторонами.

Что может быть предметом договора? Да что угодно: распределение обязанностей по дому, время прогулок и время возвращения (что особенно актуально в подростковом возрасте!), часы приема друзей (и ваших тоже!) – то есть, все то, что вызывает определенные проблемы в ваших взаимоотношениях.

Но помните, что договор – это когда обе стороны удовлетворены его условиями. Что делать, если у ребенка нет денег на погашение долга? Используйте систему залога.

Оговорите, что может послужить залоговой вещью, и обязательно забирайте ее за долги! (Если страшно забрать навсегда – оговорите срок, на который вещь остается у вас. Только помните, что она должна быть значима и дорогА для ребенка , иначе акт теряет смысл). Не жалейте ребенка в этом случае. Пусть лучше сегодня он лишится заложенного велосипеда (ведь на время?), чем через несколько лет – заложенного дома (возможно, навсегда).

Еще один вопрос, который можно назвать «вечно дискуссионным»: платить ли за домашнюю работу или за хорошую учебу? Каждая семья решает его по-своему. Мы решали так:
1. За выполнение домашней работы не платили никогда. Логика такова: каждый вносит посильный вклад в домашние дела, поэтому это не является предметом торговли. (Кстати говоря, при сопротивлении ребенка делать то или другое, всегда предлагали «подумать вместе»: кто и что делает по дому? Справедливо ли такое распределение нагрузки, если мы все одинаково работаем на семью, на благо других? А как – справедливо? Когда одни делают, а другие – нет? Это по правилам или нет?)

2. С учебой сложнее. Пробовали несколько вариантов , но одно правило мы вывели незыблемое: есть обязательный минимум, который выплачивается несмотря ни на что, а есть – «премиальные», которые зависят от учебных успехов. Кстати, эта схема (с премиальными) нам помогала плохо: ребенок старался скрыть плохие оценки, или просил учителей выставлять их все в одну неделю, когда все равно терял «премию» (какая разница – штраф за одну «3» или за пять). На мой взгляд, учебные успехи нельзя связывать с поощрениями или наказаниями, они часто достаточно условны и зависят от многих факторов: способностей ребенка и «особенностей» учителя, сложности предмета или отдельных тем, взаимоотношений в классе и многого другого, что не всегда поддается рациональному учету. Мы пришли к выводу также, что с учителями надо меньше говорить о ваших способах влияния на ребенка – часто они начинают шантажировать его, задевая больные стороны, особенно при всем классе.

Итак, что же дает детям система самостоятельного распоряжения деньгами?

1. Умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.)

2.Знание о соотношении стоимости вещей (услуг)

3.Умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать.

4.Умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и соответственно определять приоритеты)

5.Повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык (знание, умение) –новый опыт прибавляет уверенности («Я сам что-то решаю»). Мера психологической зрелости – это мера ответственности. Чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях. Механизм здесь таков: поступок – последствия – осознание – понимание – развитие – психологическая зрелость – новый, уже более зрелый поступок.

6. Познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали – все это ведет к рефлексии.

7. Познание других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем. Уважение интересов других – тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться части своей собственности, не будет претендовать на собственность другого ( в том числе и на вашу).

8. Радость благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно даже предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется (хороший тест для родителей – кого же мы вырастили? Что нас ждет в старости?).

9. Возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь – база для становления субъектности ребенка.

10. Знакомство с основными финансовыми понятиями – «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д. Современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере. Рынок есть рынок… К тому же, не исключен вариант, что обучение отношениям с деньгами станет для ребенка первой ступенькой в выборе сферы профессиональной деятельности.

11. Умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения. В связи с последним пунктом могу заметить, что наш сын начал выезжать за рубеж на учебу с 9 лет. И по мере его взросления он все больше и больше денег экономил в этих поездках. Когда он привозил назад немецкие марки, фунты, доллары и т.д. – мы никогда не забирали их назад. Он рано понял, что здесь эти деньги можно потратить гораздо эффективнее. К тому же, он всегда планировал свои расходы так, что сначала покупал все «необходимое» - оплачивал экскурсии, покупал нам (обязательно всем!!) подарки, оставлял «резервную сумму» (как я подозреваю, она-то и привозилась назад), а остальное тратил «со спокойной совестью». Опыт пребывания в разных странах позволил ему соотнести уровень жизни в них ( с экономической точки зрения) именно потому, что он сам платил за гамбургеры или кока-колу, сам решал – как лучше отдохнуть и во что вложить свои средства, а без чего в этой стране можно и обойтись.

Надеюсь, что в общих чертах я смогла описать ту систему, которая сложилась в нашей семье, и она окажется для вас небесполезной. Но, повторю, что экономическое воспитание ребенка строится на принципах воспитания вообще, оно не может быть оторвано от особенностей именно вашей семьи. И наша система хороша именно как система. То есть - хороша в комплексе. Отдельно изъятые элементы вряд ли могут быть так же эффективны. Но – в любом случае – повод для размышлений у вас будет!

Удачи!
Ирина Хоменко
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru