На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
А если ребенок тратит деньги "не туда"?  
|| Консультации *
==== *
В конце выходных дней сын (5,5 лет) получает недельный запас. Для него эта сумма составляет 20руб. Итак, расклад практически неизменный: понедельник-пачка жев.резинки за 10руб.,вторник-еще одна пачка за 10руб. Все это съедается за 30мин. Советы, объяснения им не принимаются. Запрещать значит нарушить договоренность. Как же быть? К слову, со старшей таких проблем нет, она старается разумно ими распорядиться, ей 11 лет. Что Вы посоветуете?
АЛИСА
Это пройдет, не беспокойтесь.:) Сначала он должен "наесться" и когда-нибудь ему надоест тратить деньги на жвачки. Заодно и подумайте, - может быть, ему их покупать почаще? Или это принципиально?

Я помню, что с удивлением узнала, что сын все карманные деньги "проедает" в "Макдональдсе»". Стали ходить туда почаще, но не потому, что его денег жалко было, а потому, что его потребоность выявили. Это ведь тоже важно.:)

Самое главное - не осуждать ребенка за то, что он потратил свои (в данном случае все же он им хозяин, правда?) деньги. Уважайте его выбор и не критикуйте, он еще такой маленький, научится! :)

Есть еще один способ: совместное планирование предстоящих покупок. Например, сын попросил что-то, что Вам покупать не хочется. Предложите ему: "Давай пополам!"; вполне возможно, что он удержится от жвачки и сэкономит свои 10 рублей.

Вообще же, то, на что ребенок готов потратить деньги, представляет для него ценность. И хорошо, что мы можем это видеть, а не воспитывать "кота в мешке".

Поэтому рассматривайте сегодняшнее финансирование ребенка как часть диагностической процедуры, и она хороша еще тем, что дает и ему возможность познать себя.

Вдогонку.:) Мой муж восхитился вашим сыном, когда я рассказала ему о Вашем вопросе. Сказал: "Ну, так это же здорово! Молодец, парень! Представляешь, это ж хорошо, что он истратил все деньги не сразу! Значит, толк будет.:))" (Прислушайтесь к оценке бизнесмена:)) )
Ирина Писаренко
 
Спасибо за подсказки :), буду корректировать свой подход. Есть еще вопросы.
Ситуация такая: малыш любит «Лего» (что вполне объяснимо ), аппетит на эти игрушки постоянный, без меры. Разумеется, по мере возможности стараемся покупать ему. Однако всегда ему мало, мало, мало… Логично предложить ему: «Дружок, если тебе мало наших подарков, то копи свою денежку и покупай что хочешь». Как Вы правильно заметили, никакого давления с нашей стороны нет и я уважаю его право на самостоятельное распоряжение своими деньгами.
Все это так, но говоря это, я же понимаю, что нереально ему накопить такую громадную(для него) сумму, и даже половину этой суммы не одолеть. Как же с этим быть? То есть я хочу сказать, что цены на товары, услуги, которые сын хотел бы иметь несоизмеримы с той суммой, которой он располагает. Положим, мы идем в развлекательный центр и на всяческие автоматы и аттракционы тратим около 200руб. А на следующий день сынулька умоляет снова туда сходить со словами:» Я свои денежки заплачу, только пойдем!» И когда я ему объясняю (сам-то считать не очень умеет),что его денег хватит на 2 автомата, наверное он думает, что родители ну совсем жлобы, если дают ему сущие копейки. Как-то вот не складывается у меня цельная картинка. Очень хочется понять это, сама идея мне близка, но как бы не навредить?
АЛИСА
Не только дети, но и многие взрослые не умеют понять, что против твоего "хочу" есть другое - "невозможно". Жизнь так устроена, что удовлетворить все свои потребности вряд ли удастся, так как эти потребности растут по мере их удовлетворения.

Взрослость определяется навыками саморегуляции в отношении собственных потребностей, и человек чувствует себя намного спокойнее, если понимает: пока я это иметь (купить) не могу.

Ребенку можно объяснить, что семья - это группа людей, которые обладают ограниченным финансовым ресурсом. И каждая строка семейного бюджета должна быть обоснована. Какая-то часть идет на питание и т.д., а какая-то - на отдых. И если потратили деньги на одно, придется ограничить себя в другом.

Иногда дети плохо представляют себе границы ваших возможностей, поэтому и обижаются. Мысль о родительском всемогуществе так долго не покидает их :)), что они воспринимают нас как волшебников.:)

Для того, чтобы ребенок "не обижался", расскажите ему про весь бюджетный расклад и объясните, почему не можете выделить на развлечения бОльшую сумму.

У нас в семье действовала такая схема. Если сын просил что-то сверх возможного, мы говорили: "Давай подождем немножко и запланируем это на следующую неделю (выходные, месяц и т.д.)." (И называли реально возможную сумму, в пределах которой можно "мечтать").

Детям ведь иногда достаточно знать, что это будет, чем получить немедленный отказ. Как правило, за это время набиралась еще пара просьб, и тогда мы просили его выбрать что-то одно.

При хорошей подготовке ребенка к походу в развлекательное учреждение он точно знает, что вы пойдете туда сегодня, но не пойдете завтра, так как ресурса вашего хватит лишь на один день.

Соответственно, для успокоения его души надо обязательно решить в конце дня, когда вы пойдете туда еще раз - тогда расставание с "игрушкой" не будет сильно болезненным. Дети любят определенность гораздо больше, чем взрослые.:)

Страсть к покупке новых игрушек нам также хорошо знакома. Здесь опять же мы действовали по принципу "исходить из возможностей" и объясняли, что каждому из нас хочется иметь новые вещи почаще, но...не всегда получается.

Разве это справедливо, если один человек будет иметь новые игрушки часто, а другие люди - нет? (К слову сказать, мы всегда старались при больших покупках себе покупать и что-то "утешительное" для ребенка). У нас эта идея работала прекрасно.:) В отношении количества денег, выдаваемых ребенку.

Здесь можно объяснить, что такая сумма обусловлена тем, что пока он еще недостаточно хорошо может ими распоряжаться. А вот когда станет постарше, то сумма, возможно, и увеличится.

Объясните также, что сейчас это что-то типа тренировки, а потому вы можете "рисковать" только такой суммой. В дальнейшем попробуйте выдавать ребенку бОльшую сумму, но - оговорив частично обязательный расход.

Например, даете ему 40 рублей, из которых за 15 рублей он купит себе детский журнал (к примеру). У ребенка создается ощущение, что ему дали большую сумму, хотя на самом деле "свободно" распоряжаться он может меньшей. (У нас были времена, когда мы давали ребенку сумму в 1000 рублей, из которых часть была оплатой школы, часть репетитору, часть на учебник и т.д. Ему оставались какие-нибудь 10% от нее, но он четко видел, сколько стОит его обучение).

В отношении "страстно желаемых" покупок. Да, бывает так, что ребенок "спит и видит" какую-то игрушку. Понятно, что на свои деньги он ее купить не может. Поэтому - если уж что-то страсть как хочется - предложите ему добавить из своих денег реальную сумму. Пусть будет причастен.:) Однако, на мой взгляд, постоянно практиковать это не стОит. Я не знаю уровня ваших доходов, но попробуйте подсчитать, сколько денег вы тратите на содержание ребенка и переведите часть этих денег буквально "в карман" самого ребенка в виде карманных денег.

То есть, если в обычной жизни вы покупали ему жвачки каждый день (к примеру), то выдайте ему такую сумму на неделю, а жвачек сами не покупайте. То же и с другими расходами.

Дети любят покупать свою зубную пасту, свои носовые платочки, свои расчески и т.д. Можно лишь подсказать им, куда лучше потратить эти деньги.

Если ребенок сделал "правильную" покупку, похвалите его и закрепите этот навык. Он будет знать, что не ошибся и в следующий раз велика вероятность того, что, выбирая между одним вариантом и другим, выберет тот, который вы когда-то одобрили. Ваш сын еще, конечно, маленький, поэтому деньги для него - та же игра, просто на другом поле.

Сейчас у него скорее вырабатываются навыки счета, соотношения количества и границ, способы соблюдения обязательств людей друг перед другом. Ценность денег как таковых появится позже. И, если он привыкнет к тому, что деньги - это средство, а не цель, он труднее поддастся чужим манипуляциям.

Моя практика показывает, что жертвами финансовых пирамид становятся люди, "плохо знакомые" с деньгами, не умеющие с ними обращаться. А как можно научиться этому, если ты их до совершеннолетия "в руках не держал"?

Есть, конечно, люди, у которых это врожденный талант, но таких не очень много.:)
Ирина Хоменко
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru