|
|
|
|
|
Для начала - справка: что такое социализация.
"Проблема социализации многие годы привлекает пристальное внимание
ученых. Практически все школы имеют свое объяснение процесса социализации. У
истоков развития теории социализации стояли исследователи: Г.Тард, Т.Парсонс, В. Уолтер и др.
Г.Тард полагал, что социализация представляет собой лишь аккумулирование индивидом социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит, путем подражания.
Структурно-функциональное направление американской социологии (Т.Парсонс, Р. Мертон), процесс социализации раскрывают через понятие "адаптация".
Сущность социализации в гуманистической социологии раскрывается через процесс самореализации "Я - концепции", самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как само становящаяся и само развивающаяся система, продукт самовоспитания (Г.Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
Ряд других зарубежных теорий во главу ставят различные составляющие личности, считая их наиболее значимыми.
Психоаналитические теории рассматривают развитие потребностной сферы личности. К ним относят теории психо-социального и психо-сексуального развития (З. Фрейд, Э. Эриксон).
Проблема умственного развития была разработана Ж. Пиаже. Он является представителем когнитивной теории.
Л. Кольберг разработал теорию нравственного развития.
Отечественные ученные так же проявляли интерес к данной проблеме. В 30-е годы Л.С.Выготский определил социализацию, как преобразование интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и общения.
И.С. Кон определяет социализацию как "усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность".
Б.Д.Парыгин считает что: "процесс социализации представляет собой вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которые вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития".
Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.
Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека с окружающей средой.
Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни.
Он распадается на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить."
(Источник: http://www.valeo.ncport.ru/NTL/MED/stavropol.txt)
Перевожу на русский язык.:)
Социализация - это процесс усвоения индивидом ценностей общества и умение адаптироваться в этом обществе с целью реализовать себя.
Социализация ставит своей целью дать человеку навык использования внешней среды для своего внутреннего роста.
Теперь про адвптацию.
Адаптация - это не обязательно условия ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ. Это чаще условия НЕПРИВЫЧНЫЕ, НЕ такие, как были ДО этого.
Простой пример. Вы приезжаете на море, и вам надо некоторое время на то, чтобы АДАПТИРОВАТЬСЯ к непривычным климатическим, бытовым, психологическим условиям. Если дома у вас была горячая вода, а в пансионате (на море) - нет, то процесс адаптации займет больше времени.:)) Если дома вы питались, к примеру, только фруктами, то на море проблема питания не будет для вас столь существенной.:)
Иными словами, чем больше у вас репертуар навыков (или умений обходиться без того, к чему вы привыкли), тем ПРОЩЕ вам будет жить в непривычных условиях.
Адаптированность человека напрямую связана с его психологической ГИБКОСТЬЮ, способностью к изменениям.
Слова "адаптация" и "социализация" не носят никакого позитивного или негативного оттенка. Например, та же "диета" - это не всегда ОГРАНИЧЕНИЕ пищи. Может быть "диета", предполагающая УВЕЛИЧЕНИЕ потребления тех или иных продуктов.:)
Мне кажется, что термины "социализация" и "адаптация" очень часто понимаются слишком предвзято, и от того возникают недоразумения.
Обратите внимание на уточнение: социализация - это процесс НЕПРЕРЫВНЫЙ, он длится ВСЮ ЖИЗНЬ. И это происходит потому, что человек развивается, растет, попадает в новые обстоятельства и решает новые проблемы. И от того, КАК и с какими затратами он эти проблемы решает, и зависит его удовлетворенность жизнью.
Вдогонку про "иммунитет".
Лучшая "страховка" для ребенка, вступающего в непривычное поле деятельности - это уверенность, что он с этой деятельностью (отношениями) сможет справиться. Если до этого у него была возможность убедиться,
- что он может рассчитывать на свои силы (или на поддержку семьи),
- что на предыдущих этапах он был на высоте,
то процесс адаптации идет гораздо ЛЕГЧЕ.
Ну, это как если сравнивать, когда варишь первый суп и 31-й.:) С каждым разом все быстрее и легче это получается. А от супа переходишь и к более сложным вещам.:))
Теперь про разновозрастные группы.
Средством развития в данном случае служит не разница в возрасте детей, а ТЕМП их развития, диапазон умений и качеств. Поэтому в любой группе сверстников ребенок всегда найдет интересного для себя соратника, который "подтянет" его в той или иной деятельности.
Одновозрастная группа имеет то преимущество, что ребенок не комплексует по поводу статусности более старшего малыша: известно ведь, что старшие дети бывают покровителями, а бывают и диктаторами.:(
Итак, социализация - это процесс ОСВОЕНИЯ ребенком окружающего мира.
Помочь ему в этом должны родители.
Многие из них задаются вопросом о мере "помощи".
Мне кажется, что оптимальная позиция родителей - пытаться ПОМОЧЬ ребенку в осмыслении того опыта, который он приобретает.
Семья должна быть для ребенка Причалом, Прибежищем, Гаванью, из которой он будет уходить познавать Мир и в которые он всегда будет возвращаться - за новой порцией сил.:)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|