На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Что такое "фильтры"?  
|| Консультации *
==== *
Ирина, читая Ваши сообщения у меня возник один вопрос-уточнение (не знаю как точнее выразиться).

Вы часто пишите про фильтры, и я до последнего времени понимала, как мне кажется, о чем шла речь когда Вы писали "надо ставить фильтры".
Но в одном ответе Вы пишите "надо чистить фильтры" - и вот тут я поняла, что я не совсем все понимаю, хотя все вроде бы просто :(.

Тогда я попыталась разобраться, и на первый же заданный себе вопрос "Что же такое фильтры для ребенка?" - не смогла уверенно ответить.

У меня получилось что-то типа: ответы на все заданные вопросы "Что такое хорошо и что такое плохо" плюс ответы на все не заданные вопросы (объяснение той или иной ситуации для правильного её восприятия).

Ну это уж слишком - подумала я как тот старый граф :), и решила спросить Вас.

Возможно мой вопрос звучит довольно расплывчато, но мне бы хотелось понять механизм "работы" этих самых фильтров, но сперва, видимо, надо понять, что же это такое.

Если на эту тему есть какие-нибудь работы, дайте пожалуйста ссылку - мне бы не хотелось Вас сильно отвлекать если есть возможность прочитать, но мне, правда, ничего не попадалось.
ЖЕНЯ
Книжка такая есть.:)
Как всегда, в ней много того, что стоит ЗА пределами ТЕКСТА.

Называется "Забытое искусство слушать" авт.Мадлин Беркли-Ален, изд.Питер, 1997г.

В сети я ее не нашла (может, Вы попробуете?).

Там, если читать КАК НАДО, есть и про "чистку", и про "фильтры".:)

Если отойти только от Внешнего, то фильтрация внутренних принципов - это тоже ого-го!

Большое Вам спасибо за эту тему. Она ОГРОМНАЯ, и практически редко обсуждаемая .:(

Недавно я проводила тренинги по "фильтрам" и вдруг увидела, КАКОЙ это пласт НОВЫХ вопросов и новых "узелков". Может, и удастся распутать их (не объективно, конечно, а хотя бы для себя...). Сижу вот теперь, перевариваю свои Итоги... Присоединяйтесь к трапезе!:)) (Не найдете книжку - буду здесь писать по мере возможности цитаты и идеи из нее):))
Ирина Писаренко
 
Спасибо за приглашение :), я бы с радостью присоединилась! Только вот боюсь, что рановато мне пока еще Итоги "переваривать", надо бы их сперва наработать.

За книгу спасибо, обязательно попробую найти. Но если сможете иногда здесь писать что то на эту тему - буду Вам очень признательна, и думаю, что не одна я. В Вашем изложении многие сложные темы становятся проще в понимании.

Ирина, я понимаю, что тема эта огромная и не простая. Вы пишите о фильтрации внутренних принципов - для меня это звучит почти как "бином Ньютона" :), как Вы думаете, это вообще реально разобраться среднему родителю без специальной психологической подготовки и, главное, использовать эти знания?
ЖЕНЯ
У разных людей разные критерии оценивания чужой Величинности :))

Для меня Великом Специалистом является тот профессионал, который может свои идеи объяснить на простых примерах, простым языком.
(Тут же вспоминается Эйнштейн с его простым объяснением, что такое теория относительности).

Поэтому мне кажется, что ЛЮБОЙ родитель способен воспринять любую идею психолога, ЕСЛИ она выражена доступным языком.
То есть, - вина здесь скорее специалистов, а не "слушателей". Так что не переживайте за "специальную подготовку".

Самое сложное бывает не в форме изложения, а в недостаточном ОБЪЕМЕ базовой информации у родителей. Потому и важно разложить на атомы :) все психологические понятия, показать их на бытовых примерах (я иногда этим сильно увлекаюсь, сама знаю, :) ).
В общем, давайте расти вместе - Вы в психологии, а я в умении ее "раскладывать". Надеюсь, коллеги, если что, помогут.:))

Итак, про фильтрацию. В целом Вы поняли этот "термин" здорово, я и не ожидала, что так верно и просто Вы сумели обобщить мои пространные пассажи.:))

Фильтры должны ставиться родителями, выступающими в роли интерпретаторов окружающей среды, потому, что иначе эти фильтры (интерпретации действительности) поставит КТО-ТО ДРУГОЙ.

Если учесть, что мы хотели бы вырастить ребенка близким СЕБЕ, то наша "приватизация" этого процесса вполне оправдана.

Но - за всем не уследишь, и потому частенько ребенок, общаясь в разных срЕдах, получает ИНЫЕ интерпретации, чем нам хотелось бы.

У него какая-то ситуация, объясненная кем-то другим, превращается в МОДЕЛЬ поведения в дальнейшем.

Расскажу, как всегда, случай.:)

Подруга вела из детсада 3-летнего сына и по дороге стала разбирать с ним его ужасный поступок: он побил мальчика из группы (о чем ей поведала воспитательница).

Подруга проникновенно говорила сыну о том, что драка - не метод выяснения отношений, что люди должны уважать интересы других, что надо быть добрым...
Ребенок резко остановился и УДИВЛЕННО сказал маме: "МАМА! Но ты же НИКОГДА не говорила мне, что НАДО БЫТЬ ДОБРЫМ!"

Подруга тоже, по ее словам, остановилась и обомлела...

"И вправду, - подумалось ей, - а ведь я НИКОГДА ему об этом НЕ ГОВОРИЛА." (Хм... а кто из нас это ГОВОРИТ детям?:)

Вот так случайно выяснилась любопытная деталь: НЕНАЗВАННОЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Для ребенка НЕТ понятий, которые МЫ ему не объяснили, не ввели в его духовный обиход. И хорошо бы регулярно проводить аудит его внутренних установок. На всякий случай.:))

Кстати, дети иногда и сами становятся в тупик от РАЗНЫХ интерпретаций взрослых ("А бабушка сказала,....", "А папа мне объяснял...") - и тут у нас есть шанс понять, в каком направлении идет поиск истины.:))

Так вот, "чистить" фильтры - это ВМЕСТО "чужих" ставить "свои", и, главное, ВОВРЕМЯ, пока "чужая" модель не усвоена ребенком как НОРМА.

Например, малыш увидел где-то, что к необычным (темнокожим, инвалидам и т.д.) детям относятся с отчуждением. У него тут же появляется барьер (фильтр) - "С такими детьми общаться не нужно". Через 20 лет :) эта установка может вылиться в неприятие подобных людей на подсознательном уровне и вряд ли послужит хорошей коммуникации.

Для наглядности перечислю Вам НЕКОТОРЫЕ барьеры, мешающие эффективному взаимодействию:
Физический
Социальный
Национальный
Возрастной
Гендерный
Психологический
Профессиональный
Личностный
Ситуационный
Эмоциональный
Эстетический
Этический
Лингвистический
Идеологический...(аксеологический) и т.д.:))))))

Фильтрация внутренних принципов - это, собственно говоря, попытка ОСОЗНАВАНИЯ своих барьеров, запечатленных с детства установок ("Все женщины глупы (гендерный барьер)", "Не любящие Родину - предатели (идеологический)" и т.д.)

Психика человека подобна большому баку, в котором набросана куча всяких вещей, "приобретаемых" в разные возрастные периоды и в разных срЕдах.

Наша задача - определить, что является НАШИМ (нужным), а что лежит "чужое", но все же являющееся элементом нашего ОБЪЕМА (бака).

Обычно такие вещи достаются нам от Родителей - им-то они хорошо и долго служили в свое время. Эрик Берн так и назвал их - Родительские установки.:) (Кроме них, в нашей личности есть еще Детские (этими "вещами" мы играли, когда были маленькими) и Взрослые (это совсем новые, они актуальные и полезные для нас СЕЙЧАС).

Не слишком сложно?:)

Вот задача наша в том и состоит, чтобы своевременно избавляться от балласта, который лишь захламляет нас и мешает жить АКТУАЛЬНО.

Не стОит думать, что ВСЕ Родительские Вещи плохи.:)

Надо только понять, какие из них действительно нужны вам.

Из этих принципов строится и передача наших "вещей" нашим детям.
Для этого надо их получше ЗНАТЬ и ЧУВСТВОВАТЬ. (И СВОИ "вещи", и своих детей).

Кстати, ситуация, когда родитель вопит: "Откуда в нем это?! Мы его этому не учили!" - из той же оперы.
Да, не учили. Однако, не уследили, когда в его "бак" кем-то другим была брошена вполне приличная с виду вещь.:)) Прижилась и проросла, как родная.:))
Ирина Писаренко (Хоменко)
 
У нас с Вами критерии совпадают :), очень люблю фразу "понять - значит упростить" ( не помню точно кто сказал, но кто-то из математиков :)), вот и пытаюсь сначала понять.

Спасибо Вам, Ирина, за Ваш опыт и за помощь.
Читая Ваши письма я по-другому начинаю воспринимать своего ребенка, да и свою роль пересмотрела заодно :(.

Вот, кстати, зарисовка по теме: были мы вчера в гостях у моей подруги, наши девочки ровесницы, но у дочки подруги болезнь Дауна и моя красавица впервые не захотела с ней играть.
Когда дома я попыталась расспросить ее, в чем причина, выяснилось много интересного, и то, что дочь боится "заразится и заболеть как Галя" (это видимо ноги растут из моей попытки объяснить, что грипп - заразная болезнь :(), и то, что "самые плохие - это евреи, потому, что они били Бога и он спрятался от них на небо" :( - вот такие рассуждения в 5 лет.
К стыду своему могу сказать, что раньше не обратила бы серьезного внимания на этот "детский лепет".
Но очень часто в последнее время стала обращать внимание на взрослых и вроде бы разумных людей выдающих некие "штампы" без малейшей попытки задуматься и проанализировать их.
Спасибо за вовремя поставленный знак "Внимание!"
ЖЕНЯ
Успехов Вам!:))
Ирина Писаренко (Хоменко)
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru