|
|
|
|
|
Книжка такая есть.:)
Как всегда, в ней много того, что стоит ЗА пределами ТЕКСТА.
Называется "Забытое искусство слушать" авт.Мадлин Беркли-Ален, изд.Питер, 1997г.
В сети я ее не нашла (может, Вы попробуете?).
Там, если читать КАК НАДО, есть и про "чистку", и про "фильтры".:)
Если отойти только от Внешнего, то фильтрация внутренних принципов - это тоже ого-го!
Большое Вам спасибо за эту тему. Она ОГРОМНАЯ, и практически редко обсуждаемая .:(
Недавно я проводила тренинги по "фильтрам" и вдруг увидела, КАКОЙ это пласт НОВЫХ вопросов и новых "узелков". Может, и удастся распутать их (не объективно, конечно, а хотя бы для себя...). Сижу вот теперь, перевариваю свои Итоги... Присоединяйтесь к трапезе!:)) (Не найдете книжку - буду здесь писать по мере возможности цитаты и идеи из нее):)) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У разных людей разные критерии оценивания чужой Величинности :))
Для меня Великом Специалистом является тот профессионал, который может свои идеи объяснить на простых примерах, простым языком.
(Тут же вспоминается Эйнштейн с его простым объяснением, что такое теория относительности).
Поэтому мне кажется, что ЛЮБОЙ родитель способен воспринять любую идею психолога, ЕСЛИ она выражена доступным языком.
То есть, - вина здесь скорее специалистов, а не "слушателей". Так что не переживайте за "специальную подготовку".
Самое сложное бывает не в форме изложения, а в недостаточном ОБЪЕМЕ базовой информации у родителей. Потому и важно разложить на атомы :) все психологические понятия, показать их на бытовых примерах (я иногда этим сильно увлекаюсь, сама знаю, :) ).
В общем, давайте расти вместе - Вы в психологии, а я в умении ее "раскладывать". Надеюсь, коллеги, если что, помогут.:))
Итак, про фильтрацию. В целом Вы поняли этот "термин" здорово, я и не ожидала, что так верно и просто Вы сумели обобщить мои пространные пассажи.:))
Фильтры должны ставиться родителями, выступающими в роли интерпретаторов окружающей среды, потому, что иначе эти фильтры (интерпретации действительности) поставит КТО-ТО ДРУГОЙ.
Если учесть, что мы хотели бы вырастить ребенка близким СЕБЕ, то наша "приватизация" этого процесса вполне оправдана.
Но - за всем не уследишь, и потому частенько ребенок, общаясь в разных срЕдах, получает ИНЫЕ интерпретации, чем нам хотелось бы.
У него какая-то ситуация, объясненная кем-то другим, превращается в МОДЕЛЬ поведения в дальнейшем.
Расскажу, как всегда, случай.:)
Подруга вела из детсада 3-летнего сына и по дороге стала разбирать с ним его ужасный поступок: он побил мальчика из группы (о чем ей поведала воспитательница).
Подруга проникновенно говорила сыну о том, что драка - не метод выяснения отношений, что люди должны уважать интересы других, что надо быть добрым...
Ребенок резко остановился и УДИВЛЕННО сказал маме: "МАМА! Но ты же НИКОГДА не говорила мне, что НАДО БЫТЬ ДОБРЫМ!"
Подруга тоже, по ее словам, остановилась и обомлела...
"И вправду, - подумалось ей, - а ведь я НИКОГДА ему об этом НЕ ГОВОРИЛА." (Хм... а кто из нас это ГОВОРИТ детям?:)
Вот так случайно выяснилась любопытная деталь: НЕНАЗВАННОЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
Для ребенка НЕТ понятий, которые МЫ ему не объяснили, не ввели в его духовный обиход. И хорошо бы регулярно проводить аудит его внутренних установок. На всякий случай.:))
Кстати, дети иногда и сами становятся в тупик от РАЗНЫХ интерпретаций взрослых ("А бабушка сказала,....", "А папа мне объяснял...") - и тут у нас есть шанс понять, в каком направлении идет поиск истины.:))
Так вот, "чистить" фильтры - это ВМЕСТО "чужих" ставить "свои", и, главное, ВОВРЕМЯ, пока "чужая" модель не усвоена ребенком как НОРМА.
Например, малыш увидел где-то, что к необычным (темнокожим, инвалидам и т.д.) детям относятся с отчуждением. У него тут же появляется барьер (фильтр) - "С такими детьми общаться не нужно". Через 20 лет :) эта установка может вылиться в неприятие подобных людей на подсознательном уровне и вряд ли послужит хорошей коммуникации.
Для наглядности перечислю Вам НЕКОТОРЫЕ барьеры, мешающие эффективному взаимодействию:
Физический
Социальный
Национальный
Возрастной
Гендерный
Психологический
Профессиональный
Личностный
Ситуационный
Эмоциональный
Эстетический
Этический
Лингвистический
Идеологический...(аксеологический) и т.д.:))))))
Фильтрация внутренних принципов - это, собственно говоря, попытка ОСОЗНАВАНИЯ своих барьеров, запечатленных с детства установок ("Все женщины глупы (гендерный барьер)", "Не любящие Родину - предатели (идеологический)" и т.д.)
Психика человека подобна большому баку, в котором набросана куча всяких вещей, "приобретаемых" в разные возрастные периоды и в разных срЕдах.
Наша задача - определить, что является НАШИМ (нужным), а что лежит "чужое", но все же являющееся элементом нашего ОБЪЕМА (бака).
Обычно такие вещи достаются нам от Родителей - им-то они хорошо и долго служили в свое время. Эрик Берн так и назвал их - Родительские установки.:) (Кроме них, в нашей личности есть еще Детские (этими "вещами" мы играли, когда были маленькими) и Взрослые (это совсем новые, они актуальные и полезные для нас СЕЙЧАС).
Не слишком сложно?:)
Вот задача наша в том и состоит, чтобы своевременно избавляться от балласта, который лишь захламляет нас и мешает жить АКТУАЛЬНО.
Не стОит думать, что ВСЕ Родительские Вещи плохи.:)
Надо только понять, какие из них действительно нужны вам.
Из этих принципов строится и передача наших "вещей" нашим детям.
Для этого надо их получше ЗНАТЬ и ЧУВСТВОВАТЬ. (И СВОИ "вещи", и своих детей).
Кстати, ситуация, когда родитель вопит: "Откуда в нем это?! Мы его этому не учили!" - из той же оперы.
Да, не учили. Однако, не уследили, когда в его "бак" кем-то другим была брошена вполне приличная с виду вещь.:)) Прижилась и проросла, как родная.:)) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|