На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Какие ценности прививать детям?  
|| Консультации *
==== *
Прошу прощения, что выношу отдельной темой, но мне она кажется очень важной и я хотела бы в ней разобраться.
Прочитав внизу разные мнения про фильтры (свои и общественные), я задумалась. Что делать, если они не совпадают?
Что делать, если декларируется одно, а на практике в жизни эти ценности никак не подтверждаются? (Не убий и т.д.)
Мне очень понравилась идея Кошки про то, что нужно учить ребенка думать своей головой и что нужно учить детей игнорировать те ценности, которые вам не подходят. Но ведь может так оказаться, что за всем не уследишь, особенно когда ребенок долго находится у родственников. Он же маленький, может и не сказать сразу, а у него в голове уже чужой фильтр! Пока это узнаешь, время пройдет!
Все же я, например, уже сама плохо понимаю, что происходит в этом мире, на что нужно ориентироваться? Конечно, идеальной позиции нет, но хотелось бы хотя бы знать, какие взгляды сейчас особенно популярны. Тогда хоть можно какую-то прививку от них ребенку сделать.
ИННА.
Ирина Хоменко:
Бороться с обществом только критикой - гиблое дело.:))
Люди, стоЯщие в позиции "Это плохо. А это еще хуже. А вот тут подправить надо" - не вызывают у меня желания им подражать или прислушиваться к их мнению. В последнее время я даже стала думать, что подобная позиция как-то связана с их психическим устройством: есть люди-ДА, есть люди-НЕТ. (Про людей ДА,НО... сейчас говорить не будем.:) )

Так вот,
Люди-НЕТ в качестве ПЕРВИЧНОЙ реакции всегда транслируют критику. Чем ярче их впечатление, тем сильнее критицизм.:) И если в семье только и делают, что занимаются "негативным аудитом" общественных ценностей, это никогда не воспитает в ребенке желания Созидать.
Обычно чем меньше человек делает, тем больше у него остается сил на критику.:)

На мой взгляд, для того, чтобы у ребенка сформировалась установка "Как НАДО" жить, а не "Как НЕ надо", он должен УВИДЕТЬ в семье подобную модель. Я искренне считаю, что даже на примере ОДНОЙ (своей) семьи можно показать ребенку, что в его силах выстроить СВОЙ мир. Если Вы читали мою давнюю статью "СМИ-рение?", то там есть одна загадка про линии ("Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?"). Собственно, в отношении фильтров можно сказать то же самое: если ребенку ЕСТЬ с чем сравнивать и есть где ПОУЧАСТВОВАТЬ (а без эмпирики не обойтись), то он приобретет не только образ, но и опыт Созидания.

Позже это будет его Камертоном.:)


Про родственников.
Я уже высказывала свою позицию в этом вопросе. На мой взгляд, родитель должен выбирать: либо он облегчает свою жизнь, отдавая ребенка другим людям и получая при этом НЕПОНЯТНЫЙ "черный ящик" в голове своего ребенка, либо он, терпя определенные лишения, все же владеет ситуацией. Причем, если эти лишения пережиты вместе с ребенком, это больше укрепляет отношения, чем разрушает их.

Я вообще думаю, что родители сильно переоценивают стрессогенные факторы в развитии своих детей. Ребенок страдает не от того или иного события, а от того, насколько это событие является экстраординарным в ЕГО ОПЫТЕ и его ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ. Если ни то, ни другое (опыт или представления о чем-то) не сформировано, то и стресса НЕТ.

Как пример.
Когда я была маленькой, мы жили в военном городке в довольно отдаленном месте. Воду (холодную, заметьте!) там давали по 2 часа в день. Телевизор работал только в летнее время (когда принимались каналы), а яйца привозили туда один раз в ПОЛГОДА.:)) Про такие экзотические продукты как творог или "живое", а не консервное молоко, и говорить не буду.:))
Вы думаете, что я как-то сильно от этого страдала?:) Что я (и другие дети) испытывали меньше СЧАСТЬЯ в своей жизни? Нет. Для нас эта жизнь была нормальной, потому что ТАМ не было жизни иной.
Благодаря отсутствию телевизора я перечитала большинство книг из нашей библиотеки (Бунина почему-то родители мне "не рекомендовали" :)); отсутствие воды и других предметов "роскоши" научили меня укладываться в те ресурсы, которыми я располагала; а обилие нового жилья, которое мог получить любой человек, приехавший туда жить, не сделало его ценностью, из-за которой можно заключить фиктивный брак, стать обладателем прописки и т.д. Жениться из-за жилья?! Эта мысль никак не укладывалась в моей голове, когда я впервые столкнулась с такими фактами.:))

В общем, все зависит от того, какую БАЗУ вы заложите в ребенке изначально.
А общество...
Оно ведь действительно состоит из разных людей. И разных идей.

Я вот пыталась определить (после Вашего вопроса) приоритетные ценности сегодняшнего общества и пришла к выводу, что сейчас, наверное, большинство людей ищут опору - Сильного, Того Кто Знает Как. Люди сейчас очень быстро "строятся" - под того, кто скажет, что он Знает, Как. И потом до хрипа защищают свой выбор. У них другого выхода нет. Потому что тогда им нужно признать, что их выбор был неудачным. Неудачный выбор - выстрел по нашей самооценке.:((

Что касается меня, то я недавно обрела новую идею - про строительство своего Дома. Теперь к каждому человеку я мысленно прикладываю эту идею и думаю - это Житель МОЕГО Дома или не моего?:))
И все встало на свои места.:))

Ant:
Вы знаете, я пользуюсь одним простым правилом в последнее время - разговариваю с детьми о своих чувствах и мыслях по поводу разных ситуаций (и в личной, и в общественной жизни).
Я не говорю, что правильно, что нет, а только то, что сама думаю и обычно спрашиваю у детей их мнение.
Прямо скажем, наши дети не слишком приучены к тому, что спрашивают их мнение :))), поэтому ответ есть не всегда.
А иногда проблемы очень сложные, не каждый взрослый-то имеет свое определенное мнение, что уж говорить о детях...
Вот как в последнем случае - по поводу последних событий в Москве - у моего ребенка не было уверенного мнения.

(Источник: архивы форума "Мир детей", октябрь 2002 года)

Ирина Хоменко
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru