|
|
|
|
|
Ирина Хоменко:
Первое, что хорошо бы делать в таких ситуациях, это назвать то чувство, которое у вас появилось.
Потом - высказать свое отношение к событию ("Знаешь, это мне совсем не нравится. Я считаю это нечестным") Но постараться говорить "Я-сообщениями". Умеете?:)
И обязательно нужно объяснить, ЧТО ПРОИЗОШЛО, какие ПОСЛЕДСТВИЯ могут быть у ваших отношений. ("Как ты думаешь, смогу ли я тебе верить в дальнейшем?", "А если я также начну поступать с тобой, тебе это понравится?...")
В процессе разборок, конечно, нужно выяснить причину "вранья". Спросить: "А тебе ЗАЧЕМ это было нужно?" "Вот подумай, был ли ДРУГОЙ способ добиться своего? А Какой?"
Ребенок часто пользуется где-то увиденным способом. И пользуется долго, так как не знает других(способов). Подскажите ему их!
И еще.
Очень важен заключительный этап обсуждения: примирение, облегчение, "пожатие рук". То есть, ЛЮБОЕ вот такое "мероприятие" нужно заканчивать на доброй ноте.
"Давай договоримся, что, раз мы это обсудили, то не будем сердиться друг на друга, но будем учитывать, что так делать в дальнейшем нежелательно. Ага?"
В общем, самое главное здесь - отзеркалить ребенку суть его действий.
На мой взгляд, этот 4-шаговый подход:
выражение Чувств ("Я чувствую...") ->
прояснение ситуации (Что между нами произошло?...")->
перспективное прогнозирование ("Что мы с этим будем делать?")->
примирение ("Давай простим друг друга...")
действует эффективно не только в отношениях с детьми, но и со взрослыми тоже.
Я называю его "распаковать ситуацию" - то есть, развернуть и посмотреть, что там в этом «черном ящике».
Однако многие родители (и учителя) проходят только половину пути - выражают свои чувства или отношение, но... не завершают "разбор полетов" конструктивным образом.
А зря.:)
Вся фишка - в этом последнем акте. Не забывайте о нем, пожалуйста!
* * *
Полностью прочитать дискуссию "Склонность ребенка к манипуляции людьми" (форум "Мир детей")
можно вот по этой ссылке:
http://inter-pedagogika.ru/indexfor.php?forum_id=1&action=get_one_theme&mess_id=18651
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|