На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Как реагировать на "месть" ребенка?  
|| Консультации *
==== *
Вот ситуация: я за что-то эмоционально отругала дочку (5 лет). Через некоторое время слышу, зовет: «Мам, помоги мне найти игрушку от киндера!» А я думаю, чего уж я так на нее рассердилась? Надо помириться и быть к ней добрее. Иду с добрым намерением отыскать пропажу. Ищу по всей комнате. Она стоит, не помогает. Прохожу мимо нее: «Аня, что-то нигде нет!»
Она с улыбкой раскрывает кулак, в нем игрушка.
Во как отомстила!:)
Но в ее улыбке издевки я не заметила, в ней скорее радость от того, что ей удалось меня провести.

Мне стало о-очень обидно. Спросила ее: "Ты же нашла, зачем меня заставляешь искать?"
Она, как всегда, когда ей что-то не хочется делать или отвечать, просто улыбается (не ехидно).

Мне не хотелось с ней разговаривать. Пошла на кухню и задумалась: во-первых, мне было обидно, что родная дочь вот так отомстила:( , во-вторых, сама виновата - не надо было ее так ругать. Честно говоря, эту ситуацию я как-то замяла, не проговорила с ней.
Что я ей скажу?
Да, тебе удалось меня обмануть, но это плохо...:) (То есть, признать, что ей удалось меня провести? - так она будет рада до небес...:))
Или, что я больше не попадусь на твою удочку?:) В этом я абсолютно не уверена.:) Т.е. я , наверное, смалодушничила...:) Но что делать-то надо было? Как думаете?
НАТАША.
Ирина Хоменко:
Первое, что хорошо бы делать в таких ситуациях, это назвать то чувство, которое у вас появилось.
Потом - высказать свое отношение к событию ("Знаешь, это мне совсем не нравится. Я считаю это нечестным") Но постараться говорить "Я-сообщениями". Умеете?:)

И обязательно нужно объяснить, ЧТО ПРОИЗОШЛО, какие ПОСЛЕДСТВИЯ могут быть у ваших отношений. ("Как ты думаешь, смогу ли я тебе верить в дальнейшем?", "А если я также начну поступать с тобой, тебе это понравится?...")

В процессе разборок, конечно, нужно выяснить причину "вранья". Спросить: "А тебе ЗАЧЕМ это было нужно?" "Вот подумай, был ли ДРУГОЙ способ добиться своего? А Какой?"

Ребенок часто пользуется где-то увиденным способом. И пользуется долго, так как не знает других(способов). Подскажите ему их!

И еще.
Очень важен заключительный этап обсуждения: примирение, облегчение, "пожатие рук". То есть, ЛЮБОЕ вот такое "мероприятие" нужно заканчивать на доброй ноте.

"Давай договоримся, что, раз мы это обсудили, то не будем сердиться друг на друга, но будем учитывать, что так делать в дальнейшем нежелательно. Ага?"

В общем, самое главное здесь - отзеркалить ребенку суть его действий.

На мой взгляд, этот 4-шаговый подход:

выражение Чувств ("Я чувствую...") ->
прояснение ситуации (Что между нами произошло?...")->
перспективное прогнозирование ("Что мы с этим будем делать?")->
примирение ("Давай простим друг друга...")

действует эффективно не только в отношениях с детьми, но и со взрослыми тоже.
Я называю его "распаковать ситуацию" - то есть, развернуть и посмотреть, что там в этом «черном ящике».

Однако многие родители (и учителя) проходят только половину пути - выражают свои чувства или отношение, но... не завершают "разбор полетов" конструктивным образом.
А зря.:)

Вся фишка - в этом последнем акте. Не забывайте о нем, пожалуйста!

* * *
Полностью прочитать дискуссию "Склонность ребенка к манипуляции людьми" (форум "Мир детей")
можно вот по этой ссылке:

http://inter-pedagogika.ru/indexfor.php?forum_id=1&action=get_one_theme&mess_id=18651
Ирина Хоменко
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru