Подскажите, как организовать первоклашку? Мы с мужем работаем, ребенок дома с бабушкой. Есть ли смысл ждать возвращения родителей, или с первого дня приучать к самостоятельности?
МАМА
Как показала практика, оптимальный вариант приготовления уроков в 1 классе таков: Сначала вы делаете уроки вместе.
Потом постепенно увеличиваете долю самостоятельности ребенка - что-то он делает с Вами, что-то один, при Вас. Причем, не обязательно это должно касаться содержательной части уроков - Вы можете помочь и организовать работу.
Например: "Приготовь все ручки и карандаши. Приготовил? Подумай, с чего лучше начать работу? Почему? Как думаешь, сколько времени это у тебя займет?".
То есть, на первом этапе больше внимания уделяйте общеучебным навыкам, без которых в дальнейшем ему будет сложно. Потом - давайте ему возможность сначала попробовать выполнить задание самостоятельно, а уж потом спрашивать вас - правильно или нет.
Обычно "ленивые" дети говорят: "Я не понимаю, не знаю, как сделать, как решить задачу!" Отвечайте:"Хорошо. Я помогу тебе, НО когда увижу твой вариант." Существует опасная практика, когда родители берут на себя складывание портфеля маленького ученика и вместе с этим и ответственность за то, что тот получил "2" из-за забытой спорт.формы или папки для труда.
Пожалуйста, помните, что пусть лучше он получит "2" и поймет, что сам упустил этот вопрос, чем до 11 класса вы будете переживать по подобному поводу.
Напоминать надо, а делать за него - нет. И попробуйте убедить в этом бабушку. При разумном подходе обычно к Новому году первоклассники переходят на самостоятельное приготовление уроков.
Вам остается только проверить их и поцеловать ребенка за старание. Успехов!
Ирина Писаренко
А как быть с таким примером. Мою подругу никогда не заставляли делать уроки. И никогда с ней не сидели. И она все привыкла сама, аспирантуру закончила. Может, эта тактика - вообще не помогать - лучше?
Если честно, то со мной моя мама никогда не занималась вообще. Не знаю, это или что-то другое сказалось на моей успеваемости (хорошей), но все же думаю, что не каждый ребенок готов к такой ситуации.
Здесь надо смотреть на то, как строились отношения с ребенком до поступления в школу. Если он был в меру самостоятелен, то переход в новое качество (ученика) придаст ему сил для еще большей ответственности за свою жизнь (учебную).
Если же дошкольник привык к объемному участию родителей в его жизни, то отстранение их в этот новый момент он может расценить как "предательство". Да и по закону дружбы все же помогать надо - ведь это новая ступенька, на которую надо не только вскарабкаться, но и удержаться достойным образом.
Поэтому, на мой взгляд, основная задача родителей - помочь ребенку освоиться с новой для него деятельностью. Как правило, у многих детей проблемы не столько с усвоением материала, сколько с организованностью (забывают, не успевают, путают задания и т.д.).
Я сталкивалась с тем, что даже студенты вузов не обладают общеучебными навыками, что здорово мешает им в процессе учебы (неумение найти нужный источник информации, распределить время на ту или иную работу, аккуратно оформить результаты своих интеллектуальных шедевров, корректно указать ссылку и т.д.).
Вот именно этим навыкам ученику самому научиться сложно. Учитель часто требует качественно и "хорошо" выполненной работы, но не всегда может понять, что дело не в "тупости" ученика, а в отсутствии организованности ребенка. Кстати, в средней школе (5-9 кл) учебная мотивация значительно снижается (благополучно с успеваемостью), поэтому будьте готовы к этому и не "наезжайте" на ребенка сильно. К 10-11 классу, как правило, это проходит.