На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Зачем ребенку терпеливость?  
|| Консультации *
==== *
Ирина Хоменко:


Вероятно, найдутся люди, которые будут считать, что воспитание терпеливости - это некая насильственная акция, лишающая ребенка возможности как можно быстрее удовлетворить свои потребности. ("Зачем терпеть голод, когда можно позволить ребенку съесть торт до начала общего праздника? ":)) )

Однако скорее всего сначала необходимо задуматься о ЦЕЛЯХ подобного воспитания.
ДЛЯ ЧЕГО нужно, чтобы ребенок умел терпеть?

Попробую перечислить возможные плюсы:

-терпеливый ребенок меньше обременяет собой других, так как в "командной" ситуации не дестабилизирует обстановку своей центричностью. Следовательно, ОБЩИЙ результат, который важен и для самого ребенка, будет достигнут быстрее или с меньшими затратами.

-терпеливый ребенок более уверен в себе, так как он может ВЫБИРАТЬ между разными вариантами (дальшнейших событий; покупок; времяпрепровождения и т.д.).

-умение выбирать дает бОльший эффект, так как НЕслучайность выбора приводит к более качественному результату и повышает самооценку.

-терпеливый ребенок легче становится ТЕРПИМЫМ к другим. Соответственно, его коммуникативное поле расширяется количественно и качественно. (Здесь преимущества объяснять не надо? ):))

-терпеливый ребенок обладает лучшими навыками саморегуляции: умение владеть собой открывает и другие важные умения - внимательность, усидчивость, целенаправленность усилий, продуманность действий и т.д. Для более практичных родителей скажу: это целиком влияет на успеваемость ребенка в школе.:)

-терпеливый ребенок способен выполнять БОЛЬШЕ различных видов работ (в том числе и тех, которые требуют монотонности) и - что совершенно обязательно в жизни - доводить начатое до конца. До РЕЗУЛЬТАТА.

-терпеливый ребенок элементарно экономически-эффективен.:) То есть, когда он соглашается потерпеть СЕЙЧАС, чтобы получить что-то ПОТОМ, - это может сэкономить родителям существенную денежную сумму.:)

-терпеливый ребенок легче переносит физическую боль, когда есть такая необходимость (начиная от уколов в поликлинике и заканчивая дракой со сверстниками, которая, как известно, может привести к очень серьезным психологическим последствиям, ЕСЛИ ребенок испытывает панический страх перед возможным физическим воздействием.) Это не значит, что ребенка надо приучать терпеть издевательства. Однако те дети, которые научились относиться к физической боли должным образом, менее уязвимы в жизни.

-и последнее. Терпеливый ребенок способен ЖДАТЬ. Чем существенно сокращает энергетические ресурсы родителей, в сотый раз пытающихся объяснить ему, что самолеты не летают быстрее чем летают, :) а суп не варится быстрее, чем он варится.:) Не знаю как вам, а мне это экономило нервы как следует.:)

Теперь немного о методах.

Понятно, что СПЕЦИАЛЬНО я, когда была молодой мамашей, об этом не задумывалась.
Задумалась я об этом только после того, как увидела других детей в возрасте моего сына и обнаружила, что их родители тратят неимоверное количество усилий на "укрощение ребенка". Честно скажу - мне это было бы просто не под силу. Выкинуть из жизни такой кусок времени, который можно было бы направить на более интересные занятия! Нет уж.:)

Потом я стала думать - почему это у нас вышло иначе?
Поняла:
где-то в глубине души мое "равноПРАВное" отношение к ребенку подразумевало, что его организм устроен практически так же, как и организам взрослого (в части физиологических потребностей).
Иными словами: то, что может выдержать взрослый (военное время не берем!) :) - вполне по силам и ребенку.

Вполне допускаю, что это был ТОГДА не совсем правильный вывод. (Курса по детской психологии в тот момент я не успела пройти.:)).
НО.
Практика показала, что ребенок более подготовлен к "ограничительной" жизни, чем мы думаем. И что его "физиологические потребности" (типа пить и пИсать) регулируются через мозг.:) Иными словами, если ребенок говорил: "Хочу пи-ить...", а я спрашивала: "Так мы куда сейчас пойдем - домой, чтобы водички попить, или в магазин, чтобы купить (допустим) апельсины (игрушку, мороженое и т.д.)?", - то ответ следовал незамедлительно: "В МАГАЗИН!".

Здесь убивалось два зайца: право ребенка на ВЫБОР и воспитание терпеливости.
(Для несведующих напомню, что, когда люди раньше переезжали в новостройки, напоить ребенка на улице было совершенно негде).

Вторая идея:
ребенок несет ответственность за то, что принадлежит ему.
Частично я говорила об этой идее в теме "дети и деньги", но основная мысль заключается в том, что, лишившись чего-то по своему "неусмотрению", ребенок учится обходиться без этой вещи.

Здесь опять убиваются уже три зайца: умение терпеть, умение прогнозировать последствия и умение беречь свои ресурсы (следить за своим "хозяйством").

Третья идея:
ребенок всегда должен быть вознагражден за свое терпение.

То есть, если он приложил УСИЛИЯ ( а терпеть - это ведь РАБОТА?), то он должен четко увидеть и РЕЗУЛЬТАТ. Если не видит сам - вот тут и нужны родители.

Иными словами, "компенсация за терпение" должна быть существенно выше затраченных усилий. Ребенок должен на себе прочувствовать поговорку про "Без труда....". Потому что именно терпение позволяет человеку реализовать свои желания тогда, когда физических сил на это у него явно недостаточно.


Словом, терпеливость - это две связанные между собой вещи: ИДЕЯ (для чего я это буду терпеть?) и НАВЫК (элементарная привычка переносить неприятные моменты во имя... см.выше.)


Все консультации автора: http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=111&menu_id=76&alt_menu=-1
Фрагмент обсуждения на форуме "Мир детей" (2006 год)
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru