На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Развитие мотивации к обучению: экзистенциальный подход  
|| Консультации *
==== *
Ирина Писаренко:

Итак, продолжим обсуждение проблемы отчужденности современного "стандартного" ребенка от процесса обучения.

В сущности, ребенок отчужден не столько от самого ПРОЦЕССА обучения, сколько от СЕБЯ в этом процессе.
Это характеризуется следующими признаками:
-ребенок не понимает, зачем он учится (цели пребывания в учебном заведении; обычно дети думают, что "так надо" для взрослых)
-он не осознает ценности самой образовательной деятельности (что он получит в процессе и в результате; ему часто не приходит в голову, что от этой деятельности можно получАть удовольствие)
-ребенок перестает опознавать и актуализировать свои чувства, так как вынужден в большей мере обращать внимание на действия и выполнение неких стандартных функций
-достигая успеха, ребенок не столько наслаждается им сам, сколько спешит "доложить" об этом родителям
-ребенок не имеет реального выбора и не умеет выбирать (род занятий, их длительность, содержание т.д.), а также планировать эту деятельность (вечные проблемы с режимом)
-ребенок практически не проявляет инициативы; мало задает вопросов и не стремится расширить диапазон видов деятельности
-ребенок ориентирован не на созидание "продукта", а на его приобретение, т.е., часто - благополучно минует процесс освоения деятельности (списывает д/з, покупает реферат и т.д.)
-ребенок неохотно рассказывает о своей школьной жизни
-ребенок либо вообще не просит помощи у родителей, либо просит ее постоянно (в обоих случаях часто не наблюдается динамики)
-ребенок не испытывает гордости за результаты своего учебного труда (чаще - просто радость из-за хороших отметок)
-ребенок не может или не хочет помочь другому ребенку в освоении какого-либо навыка/информации.

Существует несколько способов "включения" ребенка в процесс самообразования.

1.Изымание его из традиционной школьной системы и помещение его в "чистую среду", где, после того как пройдет "педагогическая анестезия", ребенок начнет ощущать свой внутренний мир и интересоваться внешним.

2.Создание параллельной образовательной системы - внешкольной, где будут развиваться его предпочитаемые интересы; школьная нагрузка будет выполняться формально, для того, чтобы не выпасть из социальной среды полностью и получить необходимые документы об образовании.

3. Перестраивать систему образования (если вы учитель).
КАК?

Здесь одним из главных рычагов запуска познавательных механизмов ребенка является, на мой взгляд, обращенность к ЕГО внутреннему миру.
Очень часто преподаватели думают, что они должны хорошо знать свой предмет (кто бы спорил!). Однако, по моему мнению, прежде всего преподаватель должен хорошо знать СЕБЯ.
Он должен быть уверен в себе до такой степени, чтобы не боялся быть открытым, аутентичным миру. Он должен уметь и хотеть говорить о своих чувствах, возникающих в процессе общения/обучения; о своих мыслях, о своем опыте, о своем понимании многих вещей. Само собой, он должен быть готов к самой взыскательной инвентаризации своей личности и профессиональной компетентности.
Предъявляя ученикам СЕБЯ, учитель, по сути, демонстрирует свою безопасность для учеников: он явно уязвим! Но - он одновременно и УВЕРЕН!
Есть вещи, в которых он сомневается (и это тоже показывается в случае необходимости); есть вещи, которые он знает хорошо; есть вещи, которым он готов поучиться у своих учеников.

Наверное, вот эти два фактора: ГОТОВНОСТЬ и УВЕРЕННОСТЬ и формируют у учеников стремление к ПОИСКУ.

Второй момент, который стоит учитывать, это - внимание к личности учеников.
Эта, уже ставшая стандартной фраза, естественно, нуждается в детальнейшем раскрытии.
Во-первых, это постоянная обращенность к их ценностно-смысловой сфере: что они хотят от жизни? знают ли себя? свои цели? что им нужно для счастья? и т.д. Здесь важно ЛЮБОЕ задание, которое получают дети, связывать с перспективами их будущей жизни. Связывать постоянно! Причем, не фразой «Вам это пригодится, чтобы в вуз поступить!», а, к примеру, «Это поможет вам научить данному навыку своих детей!».

Во-вторых, у учеников всегда должен быть выбор, даже небольшой. Они должны видеть, что могут реально влиять на процесс обучения. Что от них что-то зависит!

В-третьих, они должны нести ответственность за конечный результат своего труда; и этот труд должен быть для них ЛИЧНОСТНО-значим!
(В моей практике это выражается традиционной фразой: "Уважайте себя! Не делайте бесполезной работы! Выбирая тему, подумайте, как вы можете использовать этот материал в дальнейшем. Зачем он вам?" и т.д.)

В-четвертых, дети обязательно должны видеть вокруг себя по-настоящему увлеченных людей. Они должны увидеть другой тип проживания жизни! И желательно - чтобы эти люди рассказывали О СЕБЕ больше. (Некий парад (вариативность) жизненных философий).

Иными словами, ребенок должен ощущать движение мира вокруг себя и внешне, и изнутри!
Внешне: это когда вокруг него пространство постоянно изменяется, а не представляет жестко структурированный поток.
Внутренне: это когда он не закрыт сам от себя, а "разворошен", как конструктор "Лего".

И вот этот процесс "собирания себя" и "презентации себя" и можно называть ОБРАЗ-ованием. Лучше - САМО-ОБРАЗ-ованием.

:)
(Фрагмент дискуссии на Inter-pedagogika.ru 07.12.2006)
Ирина Алексеевна Писаренко - кандидат педагогических наук, доцент.
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru