На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Можно ли говорить ребенку "нельзя" и в каких случаях?  
|| Консультации *
==== *
У нас с мужем вышел спор. Я говорю, что ребенку надо говорить "нельзя" в определенных ситуациях и местах с самого раннего возраста, приучать его к заведенным дома порядкам. Муж считает, что таким маленьким детям (полтора года)бесполезно говорить "нельзя", однако возраст, с которого это делать можно, указать не может. Я же уверена, что ребёнку нужно всё объяснять с самого рождения. Конечно, и затюкать его не хочется, но, наверное, надо дать ему понять, что есть какие-то границы. Например, он хочет рисовать на стенах или пачкаться в лужах, или тянется к опасным вещам. И вроде развивать его надо тоже, чтобы у него что-то свое в жизни было. Как тут быть?...
КАТЯ
Сначала про опасные вещи. Есть такая поговорка: если ребенок опрокинул чернильницу на белой скатерти, надо ругать не его, а маму, которая эту чернильницу забыла убрать. Дальше. "Лужевую" проблему и проблему рисования на стенах я бы разделила. Для исследования луж можно одеть ребенка соответствующим образом, пусть ощутит радость познания бескрайних морей.

А вот по поводу "рисования на стенах" я наблюдала печальный опыт. У одной моей знакомой принцип воспитания был - не насиловать ребенка, а давать ему как можно больше всего попробовать ("свободу самовыражения!"). Сам по себе принцип неплохой, но на практике получилось не совсем здорово. В чем это проявлялось? Развлечения ее детей дома носили просто разрушительный характер: они отбили краску на кухне молотком, когда учились обращаться с этим инструментом и "познавали его свойства", исписали все обои не только в своей комнате, но и во всей квартире, сломали морозильную камеру в холодильнике, пытаясь отодрать лед и пососать сосульки, открутили в стиральной машине диск управления и сломали командоаппарат...А уж сколько перебито посуды - не передать Подруга считала, что ребенок должен познать все, что это и есть - "свободное развитие". Причем, материальное положение у нее крайне тяжелое и вполне разумно было бы научить детей беречь вещи.

В расписывании стен красками есть одна маленькая опасность: как бы ни был Ваш ребенок талантлив, он должен обязательно уважать чужой труд. Ведь кто-то эту стенку красил, ковер ткал, а книжку писал и издавал (так же, как и газету). Это - если хотите, чужое творчество, которое нужно научить ребенка ценить. Поэтому все же лучше дать ребенку огромный-преогромный лист бумаги, повесить его на стену - пусть рисует, а еще лучше - пусть рисует на маленьких листах, а вы ими потом украсите стенку. Краску проливать... Куда? На пол паркетный? А это обязательно? Может, просто постелить клеенку и научить не проливать?

Я, конечно, поняла Вашу мысль - Вы имели ввиду, что у ребенка должна быть своеобразная территория собственности, где он - хозяин. Это - да, это нужно обязательно. Важно только научить его управляться со своим "хозяйством", научить беречь и ухаживать за своей собственностью, потому что ее тоже кто-то создавал. Ведь от этого выиграет не только сам ребенок, но и окружающие...
Ирина Хоменко
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru