|
|
|
|
|
На мой взгляд, это прежде всего попытка отстоять свою самостоятельность. У меня есть замечательная книжка Пола Экмана “Почему дети лгут?” (P.Ekman. “Why kids lie”). Так вот, там хорошо описаны причины такого поведения. Автор обращает внимание на то, что сильно способствует вранью отсутствие страха разоблачения (то есть наше “принятие” этого факта и слепое “доверие” ребенку).
И, конечно же, обман – это чрезвычайное событие. Чем раньше ребенку показать, как это вас огорчает и возмущает, тем лучше он поймет, что это не нормально, особенно в отношениях с близкими людьми.
Хорошо бы и поговорить с ребенком, проанализировать его попытки соврать. Я иногда так делала: “Скажи мне честно! Не буду ругать, точно”. И не ругала. Ведь за обманом в большинстве случаев стоит желание ребенка выглядеть лучше, представить себя в хорошем свете. Значит, дело в его самооценке (к фантазиям это тоже относится).
Где-то прочла хороший совет и пользуюсь им по сей день: не задавать ребенку вопрос, ответ на который тебе известен. Тогда ему не приходится врать больше, чем он предполагал. Лучше сразу честно заявить, что вы располагаете такими-то фактами и хотели бы выяснить все обстоятельства; что вы надеетесь на честный разговор, потому что хотите не ругать (обязательно надо употребить этот речевой оборот), а помочь исправить возможную ошибку (ситуацию).
Если заметили, что ребенок соврал, тут же скажите ему: “Ты мне что, совсем не доверяешь? Боишься меня?” То есть “распакуйте” скрытую ситуацию, назовите то, что вы сейчас чувствуете.
Да, и про чувство юмора тоже забывать не стоит. Иногда можно улыбнуться и сказать: “Ну-ну...Ты меня совсем за дурочку держишь, что ли?”
Теперь о возрасте. Осознавать, что они солгали, дети начинают с 3–4 лет. Но если младшие дети более нетерпимы ко лжи (92% пятилетних считают это плохим), то старшие допускают такую возможность (12-летних, уверенных в этом, лишь 28%). Со временем дети не лгут меньше – они лучше умеют это скрывать! Мне кажется, 8–9-летние так часто и попадаются на лжи, потому что навыка скрывать у них еще нет, а поводов (по сравнению с пятилетками) уже предостаточно: от них больше требуется плюс еще и школа. Ребенок из человека превращается в ученика, с соответствующей социальной нагрузкой.
И последнее, очень забавное. Чем выше уровень развития ребенка, тем искуснее он может лгать. То есть развивая в одном, получаем и “побочный продукт” в другом. Так что если ваш ребенок врет вам умело, порадуйтесь – это признак ума!:)))
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|