На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Как познакомиться со своей забывчивостью?  
|| Консультации *
==== *
У меня очень забывчивый ребенок – забывает дома учебники, спортивную форму, деньги на завтрак… Только выйдет из дому – про все на свете забыл. Что мне делать?
КАТЮША
Катюша, осмелюсь дать вам совет “про вашего мальчика”. Мне кажется, что именно таким деткам надо давать возможность столкнуться с последствиями своей “забывчивости” – тогда это можно поправить. То есть когда действие (в данном случае бездействие или недействие) зафиксировано. Например, у нас сын раньше забывал положить грязное белье в корзину. Сто раз напоминала, сокрушалась, находя в его шкафу вещи, нуждающиеся в стирке. А потом как-то остановилась и сказала ему: “Так. Я хотела бы тебя предупредить, что буду стирать теперь только то, что лежит в корзине. И только тогда, когда это удобно мне. Пожалуйста, учти это”. Сын вежливо покивал. Прошла неделя, вещей в корзине не прибавилось. Я сходила с ума, переживая, что он наденет в понедельник в школу, но вела себя как ни в чем не бывало. Перестирала то, что скопилось за неделю, кроме его, естественно, вещей (они-то у него в шкафу!). Утром в понедельник он начинает лихорадочно перебирать одежду и демонстративно говорит мне: “Придется идти в грязном!” (А вообще-то он чистюля и модник ужасный! Но привык, что все по полочкам разложено, и чистое белье берет каждый раз из аккуратной стопки.) Я сочувственно вздыхаю и говорю: “Да, придется идти в грязном. Надо было об этом заранее позаботиться”. Как только он понял, что я не шутила и действительно перестала сама заботиться о его гардеробе, тут уж он быстренько сообразил и стал рассчитывать время, которое потребуется мне на приведение его одежды в порядок (постирать, погладить): ведь я не стираю какую-то одну вещь, а жду, когда их соберется несколько. Этот принцип ему был объяснен: и с точки зрения экономии, и времени, и порошка, и электроэнергии. Было это лет пять назад. С тех пор никаких проблем с его одеждой у нас нет: всегда спрашивает, когда мне удобно постирать его вещи (иногда и сам стирает – тщательно изучил инструкцию для стиральной машины, когда приспичило). То же и с другими проблемами забывчивости. Если это касается меня (например, забыл учительнице передать книжки, которые ей необходимы по работе и которые были мною куплены специально для нее), то я очень сильно расстраиваюсь, но не ругаю его. Говорю что-то типа: “Ну надо же, как обидно! Ведь из-за этого человек не сделает свою работу хорошо! Это моя вина – надо было напомнить тебе еще раз!” То есть мы с ним выступаем как соучастники, деля вину. Если же это касается целиком его проблем (забыл спортивную форму и получил “2” по физкультуре), то я вину на себя не беру, так как это не моя промашка. У каждого человека должна быть зона личной ответственности. Чем раньше она образуется, тем легче будет ее расширять в дальнейшем. Конечно, есть разные дети и разные “убытки” от их взросления. Но все же попробуйте делегировать сыну хотя бы часть полномочий, часть ответственности. Особенно это хорошо проявляется в ситуациях, когда ребенок должен сделать что-то для всех, это приучает его быть внимательным и не забывать. (Хрестоматийный пример: не купил хлеба – семья ест сухари. Без упреков. Молча.) Это может показаться неправдоподобным, но действительно сейчас нам с сыном жить очень удобно (слово такое смешное, но для данного контекста очень подходит), он в меру ответствен и самостоятелен, не доставляет беспокойства и все делает по дому, о чем договорились (иногда и инициативу проявляет!). Но процесс этот надо регулировать – именно потому, что мы делали это целенаправленно, а не от случая к случаю, ребенок учился жить с другими людьми не через скандалы и ор, а через понимание (почему надо так-то делать, а так-то – нет). Кучу нервов сберегли впоследствии – и себе, и ему. Попробуйте! Может, наш опыт пригодится?
Ирина Хоменко
 

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru